Техника - молодёжи 2007-01, страница 33

Техника - молодёжи 2007-01, страница 33

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

Революция откладывается. До

Сергей СОБОЛЬ

Два года назад наш журнал рассказывал («ТМ», №9, 2004 г.) о — без преувеличения — революционном способе спасения людей из горящих высотных зданий. Впрочем, не только спасения — предложенное москвичом П. Корчагиным устройство радикально решает и сложнейшую проблему регулярного технического обслуживания сооружений, для которых малы наземные подъёмники.

Чтобы убедиться в насущности проблемы, не нужно даже специально чего-то искать — СМИ охотно расскажут о весьма многочисленных пожарах в зданиях большой этажности. И их число (и число их жертв) не уменьшается, несмотря на регулярные заявления строителей обо всех принятых мерах, о негорючей отделке, системах тушения и прочее, и прочее... Заклинания звучат, а люди, между тем, гибнут.

Так нашло ли предложение российского изобретателя отклик у строителей высоток?

Известно, что стоимость земли в I А *||

Москве уже вышла на мировой сто- [Ант " Я ,11N

личный уровень, и продолжает рас- J^l i 'i ^В /WillП ти. Известно, что, несмотря на дол- Л^Л | LgUl lA \ Ш //Jff/iJ|j iiU i'Vv гие разговоры о необходимости on- К^Ш||11г|У|я \ V /Ци Ш тимизации структур управления и B^HIIIl Iffll \ ш/ШШЯ Hi'lwV сокращения количества чиновни-ков, их ряды множатся. Известно,

наконец, что высотные здания — аварийного спасения ARC. Что же некий общепризнанный символ... предложил П. Корчагин? Поэтому высотные здания, прежде всего — административные, в столице нашей Родины строились, строятся и строится будут. Строятся они и в других городах России, но — меньше. Строятся они и во всех крупных городах мира, но... поговорим пока о своём.

Буквально только что в Москве закончились два конкурса на системы аварийного пожарного спасения для двух высотных сооружений — небоскреба «Федерация», возводимого в комплексе «Москва-сити» на Пресне, и останкинской телевизионной башни, восстановление которой после пожара 2000 г. как раз заканчивается. В админист-ративно-деловом небоскрёбе будут работать тысячи человек, а ресторан и смотровые площадки телебашни до пожара регулярно посещались тысячами туристов. В обоих конкурсах участвовал герой нашего повествования — комплекс

венно — не на каждом этаже, а через промежутки в 13 — 23 этажа! Вместе с тем, в каждой из башен есть только одна лестничная шахта, которая вполне может быть перекрыта пожаром.

Эвакуация по наружным стенам представляется сомнительной. Во-первых, на спуск с использованием тросовой системы нужно ещё решиться (огонь, конечно, припечёт, но чьё-то секундное колебание может стоить десятков жизней). Во-вторых, напомню, что большая часть стен не вертикальна, и, начиная с высоты 50-70 м, начинает заваливаться внутрь. Чтобы ТАМ воспользоваться тросовой системой, нужна определённая подготовка — позволю себе усомниться в том, что дирекция здания и руководство учреждений, которые в нём расположатся, будут проводить соответствующие тренировки, а персонал — в них участвовать...

Наконец, ещё одна проблема, терзающая все небоскрёбы, но для

Небоскрёб «Федерация», безусловно, станет архитектурной достопримечательностью Москвы (правда, насколько он впишется в городской пейзаж — разговор отдельный...). В самом деле, здание будет состоять из трёх высотных частей — 57-этажной и 85-этажной (340 м!) башен и лифтовой «стрелы» между ними. Шпиль последней вознесётся на 420 м над землёй.

Часть стен здания будут далеко не вертикальными; плавно заваливаясь внутрь на уровне верхних этажей, они образуют «крышу». Это красиво, исключает накопление снега, но... исключает и применение вертолёта для эвакуации.

Вообще, знакомство с деталями проекта показывает, что этой проблемой архитекторы озаботились, но... Так, обе башни и «стрела» соединены между собою галереями. Однако расположены те — естест-

www.tm-magazin.ru