Техника - молодёжи 2007-02, страница 32

Техника - молодёжи 2007-02, страница 32

Памятники науки и техники

Струги §

Виктор ШИТАРЕВ, капитан дальнего плавания

Этот тип старинных русских судов интересует многих читателей. Были даже попытки построить такое судно, но все они оказались безуспешны. Конструктивные элементы струга на сегодня основательно подзабыты, поэтому мы будем «танцевать от печки». Невольно возникает вопрос: почему этот тип судов, столь популярный на Руси, оказался полностью забыт? А когда-то о нём слагались песни, и люди, исполнявшие их, прекрасно понимали то, о чём поют. Вот слова старинной русской песни:

Вниз по Волге-реке, с Нижня Новгорода Снаряжён стружок, как стрела летит. А на том на стружке разнаряженном Удалых гребцов сорок два сидит...

Или вот:

Из-за острова на стрежень, На простор речной волны, Выплывают расписные острогрудые челны. На переднем Стенька Разин...

Надо сказать, что в обоих случаях речь идёт об одном и том же типе судов. Сам термин образовался от слова «стригун», так раньше именовали годовалых лошадей, быстрый бег которых восхищал современников. Стругами были и «ушкуи» (так называли северяне лёгкие быстроходные суда), и запорожские «чайки», и «шитики», и ладьи, в общем, названий было много, хотя речь шла об одном и том же типе судна. Наводит на мысли и ария новгородца Садко из одноимённой оперы: «...кабы была у меня золота казна, кабы была дружинушка хоробрая...». Как видим, Садко собирался в заморские страны, имея на борту струга не просто экипаж, а ещё и «дружинушку», то есть отряд воинов.

Кстати, во времена средневековья военное судно отличалось от торгового наличием на борту подразделения хорошо вооружённых дружинников. Например, у ганзейских купцов на каждом судне выходили в рейс десять арбалетчиков, если их было больше двадцати — судно считалось военным. Струги являлись судами универсальными, они подходили и для боевых действий, и для торгового судоходства. Главное то, что они были лёгкими и быстроходными, а также обладали неплохой грузоподъёмностью.

Русские мореходы заимствовали этот тип судов (монера) у древних греков. Предположительно, именно на монере плыли аргонавты, которые, как известно, добыв золотое руно, стали основывать на черноморском побережье греческие города, мореплавание для жителей коих стало основным занятием. Вышедшие в VI — VII вв. к Чёрному морю славяне, наряду с другими народами, внесли свой заметный вклад в развитие мореплавания, снискав славу отважных и искусных мореходов, распространившуюся далеко за пределы их родных

земель. Уже в VI в. дружина антов (так называли в Византии восточных славян) в количестве 300 воинов в составе византийского войска совершила морской поход в Италию.

О признании византийцами морского искусства славян свидетельствует назначение анта Доб-рогаста командующим Черноморской эскадрой. Помимо военного сотрудничества, между восточными славянами и Византией установились торговые связи. Русские купцы стали частыми гостями на константинопольском рынке. Когда же Византия, нарушив союзнические соглашения, задержала в Константинополе группу русских купцов, подвергнув их истязаниям, в ответ на это в 860 г. к стенам города подошла русская эскадра численностью около 300 кораблей. Они внезапно атаковали Константинополь и, таким образом, рассчитались за вероломство византийских властей. Вскоре между Русью и Византией был заключён мирный договор.

Так росла известность русских мореходов. Права русских на Чёрном море были признаны как Византией, так и другими государствами.

В этот период арабы стали называть Чёрное море Русским. Во второй половине IX в., при княжении Дира, русские мореходы совершали походы в акватории Каспийского моря для установления торговых отношений с городами Востока. В начале X в. 700 русских воинов приняли участие в походе на Крит. «Поморские славяне, — пишет историк В.В. Мавродин, — были такими же хозяевами Балтийского моря, как «дони» (датчане) и «свей» (шведы). Смелые мореходы, они пробирались даже к берегам Англии, где были основаны славянские поселения». Но для дальних походов должны были быть построены и надёжные морские суда. Поэтому вернёмся к стругам.

Итак, это были лёгкие, быстроходные суда, обладавшие хорошей мореходностью. Их малая осадка, не более 1,5 м, позволяла стругам плавать по мелководью — по рекам и озёрам. Струги должны были быть хорошо приспособлены к волоку и иметь такой корпус, который не повреждался бы во время волока: они же проходили путь «из варяг в греки». Очевидно, что русские корабелы справились с этой задачей, иначе не появился бы на карте город Вышний Волочёк. О том, что во время

30 2007 №02 ТМ