Техника - молодёжи 2007-02, страница 49

Техника - молодёжи 2007-02, страница 49

Как показали раскопки, не привело к повсеместным катастрофическим разрушениям и землетрясение. Да и где виданы землетрясения, от которых рухнуло бы могущественное государство? Урон может быть нанесён значительный, но на восстановление разрушенных сооружений всегда хватает сил.

Не исключено, что совместились две природные катастрофы сразу: сильная засуха и взрыв вулкана, повлекший выпадение горячего пепла. От этого могли начаться сильные пожары. На такую возможность косвенно указывают археологические данные. Так, историк Дж. Томсон пишет: «В течение какого-то времени между 1450 — 1400 гг. до н.э. все города на Крите, включая и Кносс, были разрушены огнём. Было ли это разрушение результатом войны или какой-либо естественной причины, например землетрясения, остаётся неясным, однако в находках позднейшего времени нет никаких указаний на вторжение чужеземцев».

Учтём особенности природы гористого острова со многими ручьями и речками, некогда сплошь покрытого субтропическими лесами. Для нужд земледелия и скотоводства значительная часть их была уничтожена. Освободились земли под пашни, луга, выгоны, сады, поселения. Это позволило получать в достатке продукты питания. Улучшилась жизнь, увеличилось население.

Леса продолжали активно использовать на строительство домов и дворцов, постройку кораблей, даже для перекрытия могил. Немало дров поглощала металлургия. Для расширения пашен и пастбищ также приходилось сводить леса. Одновременно истощались почвы, началась эрозия земель, и всё больше территорий

выходило из сельскохозяйственного оборота. Утомлённая земля становилась бесплодной.

Знатные семьи ещё продолжали жить в довольстве и благоденствии, по-прежнему процветали торговля и пиратство, но для сельского населения наступили трудные времена, ведь приходилось выплачивать налоги, кормить разросшийся слой привилегированных господ и их слуг.

Как известно, в такие периоды природные катастрофы воспринимаются особенно болезненно. Тем более что предотвратить ускоренную деградацию земель, вызванную уничтожением лесов и разрушением почвенного покрова, люди не могли. Усиление почвенного стока не только вызывало быструю эрозию склонов, но и ослабляло питание водоносных горизонтов, что в засуху приводило к падению урожая и голоду. При этом прибрежные районы, куда купцы привозили заморские товары, а рыбаки — свою добычу, не испытывали нужды даже в самые неблагоприятные времена. Всё резче становился контраст между жителями острова, связанными с сельским хозяйством, и горожанами, обитателями приморских посёлков, благосостояние которых зависело от морских промыслов.

Главная житница острова — Мо-сарская долина — расположена на южном побережье. Здесь из-за сведения лесов на водосборах нарушился режим реки, сильные паводки сменялись обмелением. На некоторый срок помогло устройство прудов, каналов. Однако в горах, где преобладают известняки, потоки прорезали карстовые полости и провалы, в которых терялась вода.

И вот произошла грандиозная природная катастрофа. Землетрясение вызвало крупные разрушения

в городах, и на северное побережье, где находились основные порты и торговые базы, с особенной силой обрушилась таранная волна цунами. Практически все суда в гавани и на верфях, а также портовые сооружения и склады были уничтожены. Но не весь Крит пострадал от страшного бедствия. Наименьшим образом оно сказалось на скотоводах, бедной и отсталой в культурном отношении, но достаточно многочисленной части населения.

Вполне возможно, что группа наиболее обездоленных критян, воспользовавшись разрушением городов и дворцов, гибелью многих горожан и общим беспорядком, занялась мародёрством и грабежами. Начались погромы, народные восстания. Ситуация была подходящая, и захватывать полуразрушенные, опустевшие города не представляло большого труда. Скотоводы-ахейцы стали поистине господствующим классом. И в природных экосистемах, и в обществе, когда значительно ослабляются и приходят в упадок сложные производства, высшие формы организмов или организаций, начинается расцвет низших, более устойчивых форм.

Конечно, гибель великой минос-ской культуры была ускорена вмешательством природной стихии. Но это лишь подтолкнуло цивилизацию к упадку. Если бы не критическое состояние общества, после недолгого периода восстановления Крит вновь обрёл бы былое могущество.

И всё же гибель Древнего Крита выглядит событием исключительным. Это едва не единственный в истории пример столь точной связи во времени упадка процветающей цивилизации и грандиозной природной катастрофы. ОП

Царь-жрец среди лилий. Фрагмент стенной росписи Кносского дворца. Ок. 1500 г. до н.э.

Юноша, несущий рыбу. Фреска. II тыс. до н.э.

Бронзовая статуэтка критского певца, аккомпанирующего себе на лире Ок. 1200 — 800 гг. до н.э.

Археологический

музей

Ираклион

www.tm-magazin ,ru 47