Техника - молодёжи 2007-08, страница 32

Техника - молодёжи 2007-08, страница 32

Военные знания

Действия Дунайской флотилии в 1941 г.

причём в нескольких местах, чтобы румыны не угадали район десанта.

На 4 бронированных и 10 пограничных катерах приняли 23-й полк 25-й стрелковой дивизии и взвод моряков, операцию обеспечивали 2 монитора, 99-й гаубичный полк и береговая батарея №65.

На этот раз фактор внезапности не сработал — румыны открыли огонь по отряду. «Впереди шли «полтинники» и ЗИСы (вспомогательные катера проекта 50 и оснащённые автомобильными моторами) — рассказывал писателю Л.С. Соболеву командир сторожевого катера ПСК-125 лейтенант Тимошенко. — Встретили огнём. Потом стали бить по мне, и я открыл огонь. Катера пошли к берегу и начали высадку. Я развернулся против течения, стрелял с места, но стоять было противно — свистят пули, валятся мины...»

В рубку одного бронекатера попал снаряд, ранило командира, а у рулевого, старшины 2-й статьи Ф. Щербахи, оторвало ступню. Ничего никому не сказав, он остался у штурвала, приткнул катер к берегу, дождался высадки десанта, вывел катер из-под обстрела и только тогда произнёс «Управляться не могу», опустился на палубу и умер.

Румыны потеряли две сотни солдат убитыми, 720 уцелевших предпочли сложить оружие. Дунайцы захватили 8 пушек, калибром 75 мм, 30 пулемётов, около тысячи винтовок и плацдарм длиной 12 км, потеряв 5 бойцов убитыми, 7 ранеными. 3 бронекатера получили повреждения.

Теперь флотилия и армейцы владели территорией агрессора, простирающейся от Пардины до Пе

реправы, включая острова, на 70 — 75 км. Румынские батареи замолчали, их мониторы отстаивались на базах. Измаильский порт заработал, советские боевые корабли беспрепятственно ходили по реке.

В ночь на 27 июня 4 бронекатера, «Ударный» и «Мартынов» поставили мины у Тулчи и отогнали огнём попытавшихся им помешать два румынских монитора. Заметим, что до 4 июля корабли вражеской речной дивизии несколько раз пробовали вырваться из Гала-ца, но их незамедлительно загоняли обратно мониторы, береговые батареи и истребители, сбрасывая на них бомбы.

Однако войска, занявшие плацдарм, не получали подкреплений, которые требовались на других участках фронта. Напротив, к 29 июня на нём оставили два неполных батальона и 30 июня румыны, обстреляв их позиции на Сату-Ноу, двинули в наступление пехоту. Её тут же обстреляли и рассеяли «Ударный», «Мартынов», бронекатер, береговые батареи и истребители.

Тем временем ухудшилось положение на Южном фронте, и 9 июля начальник штаба 14-го стрелкового корпуса известил контрадмирала Н.О. Абрамова о вынужденном «отходе с дунайского рубежа последних сухопутных частей». А румыны только у Тулчи сосредоточили более 6 тыс. «штыков». Было ясно, что силами одной флотилии плацдарм не удержать, с Дуная придётся уходить, и противник постарается не пропустить её в Чёрном море.

А в устье Дуная, у Переправы, стояла батарея, простреливавшая реку и советский берег. Для её

уничтожения на двух бронекатерах послали 25 моряков, поддержанных артиллеристами «Мартынова», «Жемчужина». Операцию назначили на ночь 11 июля, но начали на рассвете и румыны, заметив корабли, открыли огонь. Уклоняясь, бронекатер БКА-134 выскочил на мель и загорелся, вспыхнул и поспешивший ему на помощь БКА-113.

Командование флотилии приступило к подготовке отхода. И вот, 17 июля из Измаила в Одессу ушли вспомогательные суда, на следующий день бронекатера перекрыли минами фарватер у Измаила. Боевые корабли и катера незаметно для противника оставили Килийское гирло, в озере Кагул пришлось затопить сильно повреждённые бронекатер и два катерных тральщика (ещё 4 бронекатера погибли в боях), но более 100 кораблей, катеров и вспомогательных судов благополучно пришли в Одессу. Потом дунайцы сражались на Днепре и в Азовском море.

«Больше нигде на всём фронте советскому солдату не довелось в то время ступить на землю врага и, хоть ненадолго, на ней закрепиться — писал маршал Советского Союза Н.И. Крылов. — Батальоны, переправленные моряками через Дунай, словно напомнили агрессору — рано или поздно мы придём туда, откуда на нас напали, и кончать войну будем там».

Что и произошло в августе 1944 г. Разгромив немецкие и румынские войска под Кишинёвом и Аккерма-ном, Красная армия вступила в Румынию, правительство которой 25 августа отреклось от германского союзника и перешло на сторону его победителей.А ещё в апреле того же года возродили Дунайскую флотилию, зачислив в неё уцелевшего «Железнякова», бронекатера и ...5 трофейных румынских мониторов. В 1951 г. их вернули прежнему владельцу, который через 9 лет отправил их на разделку.

А переживший войну «Железняков» — остальные пять речных мониторов этого типа погибли — прослужил до 1952 г., потом использовался как вспомогательное плавсредство. В августе 1965 г. его отправили на киевский судостроительный завод «Ленинская кузница», где он был построен в 1934 — 1936 гг., восстановили и в июне 1969 г. воздвигли на постамент, превратив в корабль-памятник военным морякам и речникам Великой Отечественной... НИ

30 2007 №08 ТМ