Техника - молодёжи 2007-09, страница 38мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу. Мы вступаем в неё — в новый стихийный геологический процесс — в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны. Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим». Владимир Иванович отвлёкся от чудовищной трагедии войны, где техника была средством массового убийства и разрушения. Как можно называть это вступлением в ноосферу? Неужели это — переход в «лучший мир» ? Под мечты о прекрасной ноосфере на планете уничтожались леса, менялся режим рек, скудели растительность и животный мир, деградировали почвы, ландшафты... Но ведь мыслители жили и живут в «окультуренной среде», более или менее комфортной, среди подобных им интеллектуалов. Даже война представляется им явлением скоротечным, подобием тяжёлой, но недолгой болезни, после которой общественный организм быстро набирает силу и переходит на более высокий интеллектуальный, моральный, физический уровень. АНТИПРОГРЕСС Такое слово, пожалуй, наиболее точно характеризует развитие общества. К примеру, у авторитетного британского историка Арнольда Тойн-би в книге «Постижение истории» есть главка «Цивилизация как регресс». Но речь в ней идёт не об абсолютной деградации, а лишь в отношении религиозного сознания. Но есть ещё одна сторона проблемы развития общества, о которой так отозвался русский историк и философ Лев Платонович Карсавин: «Какую бы сторону развития мы ни брали, во всякой легко показать недоказуемость прогресса. В одних отношениях прогресс как будто есть; зато в других несомненен регресс. Появляются новые науки, т.е. дифференцируется наука прошлого и вместе с тем исчезает единство знания... Происходит накопление знаний, но они становятся разрозненными и отдельным человеком не объемлемыми. Появляются специалисты, исчезает человек энциклопедической культуры... Усложняется социальная жизнь, — теряется её единство, и борьба классов заступает место В самих по себе выставках робототехники нет ничего странного. Но насколько нормально то, что роботы, изображающие насекомых, умеющих двигаться и издавать различные звуки, и в 250раз превышающие размеры, которыми их наградила природа, являются наглядным пособием, иллюстрирующим школьные учебники зоологии? гармонически согласованной деятельности. Дифференцируется производство... за счёт превращения в узких специалистов, за счёт умственного и нравственного отупения его участников. Растёт техника — падает искусство... Организуемая человеком материя (а это и есть машина) его порабощает...» Общий его вывод: «Из теории прогресса вытекает глубокое пренебрежение к прошлому: к религиозным исканиям, к философии, к науке, к технике прошлого. Такое пренебрежение есть отрицание истории, отказ от основных принципов её — от самоценности всякого момента». Отрицает идея прогресса и настоящее, считая его лишь средством достижения будущего. С развитием цивилизации становятся разрушительнее войны и внутренние конфликты, увеличивается количество и разнообразие преступлений. Как не согласиться с философом-пессимистом (или реалистом?) Артуром Шопенгауэром, считавшим, что всё, о чём повествует история, кошмаром человечества. Человек, вооружённый научными знаниями и могучей техникой, создаёт на планете и в околоземном космосе техносферу, — искусственную среду, в которой господствует и является определяющей силой техника. Человек создаёт эту среду для своих нужд и... полностью зависит от неё! Она формирует даже его потребности, что стало очевидно за последнее столетие. С массовым распространением электронных средств пропаганды, агитации, рекламы, интеллектуального и эмоционального воздействия на психосферу индивидуума и общества, меняется структура личности. Штампуются разновидности «техногенного человека» — своеобразного продукта техносферы. С помощью электронных средств наркотизируется разум сотен миллионов людей при деградации интеллекта и хаотичном возбуждении эмоциональной сферы. Такова современная наркоцивилизация. Она губительна для земной природы и свободной творческой благородной человеческой личности. Работа современных средств массовой рекламы, агитации и пропаганды (СМРАП) направлена на то, чтобы лишить человека важных опорных ориентиров, нацеливая его на мелкое, низкое сиюминутное, материальное. Говорят, таков спрос, а закон рынка — его удовлетворять. Но ведь спрос создаётся самими же людьми целенаправленно, во имя потребления наибольшего количества вещей, машин, приспособлений, для увеличения их производства (в том числе и военной техники). Тем самым возрастает мощь техники. Одновременно укореняется демократия, ориентированная на максимальное потребление материальной продукции, рост личных капиталов и обогащение 36 2007 №09 ТМ |