Техника - молодёжи 2007-11, страница 56Рыцарский музейРЫЦАРИ-КРЕСТОНОСЦЫ О вредных и нехороших крестоносцах, «псах-рыцарях», как их долгое время называли в нашей литературе, мы уже с детства узнаём из кинофильма «Александр Невский» — классики не только советского, но и мирового кино. Тем не менее он столь же далёк от реальной истории, как и большинство современных рыцарских кинофильмов, снятых на Западе. Это что-то вроде «Истории рыцаря», только на советский лад. И в том, и в другом есть конкретная дата события, однако доспехи действующих персонажей в большинстве своём хронологии не соответствуют, причём разница эта достигает ста и более лет. Но самое главное, что, порицая всей душой кровожадных западных крестоносцев (правильнее будет сказать — рыцарей духовно-рыцарских орденов), мы зачастую и не подозреваем, что вся их начальная история была также связана с Востоком, причём ещё сасанидских времён, как и многое другое из того, что имело отношение к рыцарству. Именно на Востоке появился ряд невоенных религиозных орденов, в том числе Гашими (772), Ульвани (776), Сакати (865), Вестами (874), послуживших образцом и для нищенствующих орденов католической церкви. Именно на Востоке в конце XI — начале XII в. появились и военно-ре-лигиозные ордена Раххасийа, Шухай-нийа, Халилийа, Нубувийа, в 1182 г. объединённые халифом ан-Насиром в общемусульманский рыцарский орден Футувва. Обряд посвящения в орден был очень торжественным и включал опоясывание мечом, питьё особой «священной» солёной воды из чаши, надевание специальных шаровар и символический удар по плечу посвящаемого плоской стороной меча. Что же касается европейцев, то орден госпитальеров был основан в 1113г., тамплиеров в 1118г., Тевтонский в 1128 г. Испанские рыцари создали свои ордена Калатра-вы, Св. Якоба (Сант-Яго) и Альканта-ры примерно в это же время, что, разумеется, было не случайным. Все одеяния европейских духовно-рыцарских орденов, так же как и приносимые при вступлении в них обеты, были очень схожи и мало чем отличались от монашеских: у тамплиеров — белый плащ с красным восьмиконечным крестом на груди в знак приверженности восьми добродетелям; у членов ордена Кала-травы — крест на левой стороне; у членов ордена Сант-Яго — крест в форме меча на груди; тевтонцы — белый плащ с чёрным крестом с Т-образными оконечностями. Иоанниты носили чёрные одежды бенедиктинцев с белым крестом, а во время походов надевали красную накидку с таким же крестом. Каждый из этих цветов имел своё символическое толкование: чёрный, траурный означал отречение от земного, белый — чистоту, а красный — Христову кровь. А под монашеского вида одеяниями скрывались доспехи, причём уставами орденов строго запрещалось украшение оружия, как сугубо греховное и светское дело. Будучи изгнанными из Сирии и Палестины, духовно-рыцарские ордена перебрались в Европу, где с течением времени госпитальеры стали мальтийскими рыцарями,тамплиеры подверглись гонениям, а их орден распущен. Тевтонские рыцари дольше других огнём и мечом насаждали христианскую веру на землях Прибалтики, пока в 1410 г. они не были разбиты в грандиозной битве при Грюнвальде, после чего влачили жалкое существование, будучи вассалами польской короны. Об этом сражении также был снят художественный кинофильм по роману Г. Сен-кевича «Крестоносцы», поставленный весьма реалистично. Впрочем, полякам было с чем сравнивать и на что ориентироваться! В Болгарии также сняли отличный батальный фильм о борьбе с крестоносцами «Калоян», посвящённый их разгрому болгарским царём Калояном во время четвёртого крестового похода 1204 г. Богатства орденов во все времена позволяли иметь им первоклассное вооружение и доспехи, поэтому неудивительно, что в битве при Грюнвальде рыцари уже использовали пушки, а наёмников пригласили чуть ли не из всех стран Европы. Доспехи к этому времени у них уже были «белые», т.е. цельнокованые из сплошных металлических пластин, однако они ещё носили бацинеты с вытянутым вперёд забралом (за что их весьма остроумно назвали «собачьими мордами»!) и прикреплённое к нему кольчужное оплечье. Щиты сделались совсем небольшими, однако они всё ещё использовались. Главными противниками тевтонских рыцарей в битве при Грюнвальде выступали поляки и литовцы, хотя в ней участвовали и русские, и чехи, и даже татары. Польско-литов-ская знать имела доспехи, подобные рыцарским, однако более традици онное вооружение польско-литов-ских витязей несло на себе печать старины. Обычно это был кольчужный хауберк с кольчужными чулками, шлем капеллина, похожий на колокол (местная форма «шапель де фер»), и ламеллярная кираса для защиты груди и спины. Щит — «литовская паве-за» с долевым жёлобом для руки. Ополченцы, которых в славянском войске было очень много, имели самое примитивное вооружение:меховые куртки с закреплёнными на груди металлическими, а то и костяными пластинами, меховые шапки и щиты-павезы. Оружием многих из них являлся моргенштерн — «утренняя звезда» — медный шар на короткой цепи, прикреплённый к деревянной рукоятке, изнутри залитый свинцом и снабжённый железными шипами. Удар таким оружием был смертельно опасен для воинов в кольчугах, однако вполне мог повредить и «белые доспехи». Интересно отметить, что крест на знамени в то время отнюдь не был прерогативой только лишь одних крестоносцев, а присутствовал на очень многих из них в качестве символа веры! Вячеслав ШПАКОВСКИЙ Шлемы: 1 — «Норманнский тип» конического шлема, который носили воины обеих сторон в битве в Гастингсе в 1066 г. 2 — Сервильер (предшественник бацинета) — вероятнее всего, германский образец 1330 г. 3 — Ранний германский бацинет с забралом на одной петле, 1370 г. 4 — Бацинет-бундхугель («морда пса») с прикреплённой к нему кольчужной бармицей миланской работы, 1390 г. 5 — Шлем Эдуарда Плантагенета, принца Уэльского, по прозвищу «Чёрный принц» — вероятно английской работы, 1370 г. Знамёна с символом креста: 1 — Штандарт Тевтонского ордена 2 — Крест Св. Георга — боевое знамя английских королей 3 — Знамя Св. Троицы — одно из боевых знамён англичан в битве при Азенкуре в 1415 г. 4 — Знамя королей Англии Св. Эдуарда Исповедника и Ричарда II с изображением лилейного креста 54 2007 №11 ТМ
|