Техника - молодёжи 2007-12, страница 12

Техника - молодёжи 2007-12, страница 12

TOP SCIENCE

ПРОРЫВ ЕВРОПЕЙЦЕВ

Станислав СЛАВИН

Традиционно среди нобелевских лауреатов в течение многих лет преобладали американцы. В 2007 г. европейцам удалось нарушить эту традицию и основательно потеснить своих заокеанских коллег.

ВЫКЛЮЧЕНИЕ ГЕНОВ,

или Как «нокаутировать» мышь?

Согласно формулировке Нобелевского комитета, премия по медицине и физиологии присуждена за открытие принципов введения специфических генных модификаций в организмы мышей с использованием эмбриональных стволовых клеток. Её получили британский учёный сэр Мартин Эванс и два выходца из Европы, ныне американские граждане Марио Ка-пекки и Оливер Смитис.

При этом подчёркивается, что речь идёт о целой серии открытий, связанных с рекомбинацией ДНК, стволовыми клетками и весьма эффективной технологией исследований, которая состоит в прицельном выключении того или иного гена в геноме мыши.

■у 1 L i

ж

Мартин Эванс 4 Оливер Смитис Марио Капекки ►

Путь на нобелевский пьедестал нынешних лауреатов начался ещё в 60-е гг. XX в., когда молодой британский биолог Мартин Эванс выделил из раковой опухоли клетки, которые по многим признакам напоминали стволовые — клетки первых дней жизни эмбриона.

Этот опыт очень пригодился Эвансу в начале 80-х, когда исследователь понял, что стволовые клетки могут стать «транспортным средством» внесения изменений в геном. Забрезжила надежда нау

читься создавать живые организмы с заданными наперёд генетическими изменениями.

После нескольких лет опытов учёным даже удалось получить первую трансгенную мышь. Сначала в зародыш поместили эмбриональные стволовые клетки, заражённые вирусом лейкемии Молони, чтобы создать «химерное» существо. Затем «химеры» скрещивали до тех пор, пока на свет не появился мышонок, во всех органах которого можно было найти генетический материал вируса.

Однако применение такой технологии не принесло ощутимой пользы. Необходима была методика, которая давала бы возможность «по заказу» изменять конкретные участки генома. Кроме того, нужно было точно знать, какие именно гены за что отвечают.

А для этого исследователям пришлось в корне поменять саму систему исследований. Гены уже не вставляли; напротив, учёные стали «выключать» те или иные участки ДНК, чтобы понять, какие функции они выполняют. Примерно так человек, плохо знакомый с часовым механизмом, иной раз пытается понять его устройство, вытаскивая ту или иную шестерёнку и наблюдая, что при этом происходит.

Ныне такая методика позволяет получать мышек, в геноме которых выключены или, говоря на жаргоне учёных, «выбиты», «нокаутированы» лишь строго определённые гены.

Такова суть работы в самых общих чертах. Однако если ограничиться только ею, у вас наверняка останется масса вопросов. Например, почему это исследователи «прицепились» к бедным мышкам? Нам-то какой от них прок?

А дело в том, что у людей с мышами на 97% общий геном. Проводить же всевозможные опыты на маленьких грызунах куда дешевле, быстрее, проще и безопасней для нас с вами.

Именно поэтому исследователи во всём мире первую проверку всевозможных препаратов, методов и т.д. делают именно на мышах. И Смитис с Капекки тоже работали с мышами, пытались найти способы исправления дефектных генов, меняя их на здоровые.

1 8 2007 №12 ТМ