Техника - молодёжи 2007-12, страница 50

Техника - молодёжи 2007-12, страница 50

Рыцарский музей

ГОРОЖАНЕ! ПОД КОПЬЕ!

Интересно, что в средние века звание рыцаря не было для простолюдинов уж столь недоступным, как это иной раз изображают. Отважного оруженосца, а таковыми, случалось, становились даже дети крестьян, кузнецов и сельских старост, за мужество, проявленное в бою, могли посвятить в рыцари непосредственно на поле боя.

В некоторых городах Португалии, Испании и Италии звание рыцаря давали даже лучникам; в Англии поме-щик-сквайр, имевший определённый доход, был просто обязан купить себе рыцарские доспехи и нести рыцарскую службу, причём опять-таки не без надежды получить позолоченные шпоры, отмечавшие его высокий общественный статус.

Разбогатевшие города, прежде всего итальянские, также нанимали себе на службу рыцарей, в том числе нередко и деклассированных. Подчас сами горожане, объединявшиеся в городское ополчение, были вооружены не хуже, чем рыцарская знать, или, по крайней мере, не уступали ей качеством оружия и доспехов. Ведь рыцарские войска сплошь и рядом терпели поражения от тех же горожан, захватывающих в качестве трофеев не только бесполезные для них позолоченные шпоры, как это было, к примеру, в битве при Куртре, но и по-настоящему ценные доспехи и оружие, изготовленные известными мастерами.

А тогда, 11 июля 1303 г., у местечка Куртре французское королевское войско, усиленное ломбардскими арбалетчиками и испанскими метальщиками дротиков встретилось с народным ополчением Фландрии. Против 7,5 тыс. всадников и 3—5 тыс. пеших наёмников фламандцы выставили до 20 тыс. человек, но среди них были только 10 рыцарей (командующие и их свита), остальные — пехотинцы (лучники, арбалетчики, пикинёры, пешие воины с годендагами и палицами). Фламандцы вышли победителями и собрали с трупов рыцарей 700 пар золотых шпор, потому битва при Куртре вошла в историю как «Битва золотых шпор».

Конечно, воины-наёмники из городской стражи обычно были вооружены значительно проще: шлем-бацинет без забрала и стёганая куртка — гамбезон или акетон считались вполне достаточным снаряжением. На всаднике городской милиции 1317 г. мы видим сюрко

с приклёпанными изнутри большими квадратными пластинами, форму которых легко определить по расположению заклёпок снаружи. На голове высокий колпак-шапка, но вот использовался ли он в качестве подшлемника — неясно. Сам шлем простой формы, подвешен на поясе за ремешок. Цепь, идущая к одной из нагрудных металлических пластин, всего лишь одна. Она прикреплена к рукояти меча. Другая, парная ей, почему-то отсутствует, хотя место на сюрко для неё и предусмотрено. Ноги защищены поножами и латной обувью с головками заклёпок. Копьё снабжено одним из наиболее ранних видов защиты руки — простым деревянным кружком ронделем.

Городская пехота и нанятые городами всадники имели современное качественное защитное вооружение. Так, Византия перед захватом Константинополя турками активно вербовала наёмников в разных странах Европы. Части так называемых страдиотов носили «полное вооружение» и бывали «облачены в голубоватую сталь», что явно подразумевает использование пластинчатых полированных доспехов. Турки отмечали, что византийские всадники выступали на бронированных конях, имели массивные копья и латные перчатки. Пластинчатые латы были у них на ногах и руках, а на голове — шлемы.

В то же время существовали и определённые местные отличия. Так, европейские латники носили в основном шлемы с забралом, а византийские или балканские предпочитали открытые шлемы типа барбют и склад. Капитан миланской пешей милиции (1330—1350) одет в кольчугу с длинными рукавами, надетую поверх длинного стёганого гамбезо-на из грубого полотна. На правой руке кольчужная перчатка, скорее всего пришитая к перчатке из кожи. На предплечьях накладные пластины из многослойной «варёной кожи», и точно такие же кожаные, а не металлические, «латы» закрывают ему грудь и живот. Меч почему-то спрятан под кольчугу, как у некоторых воинов на «вышивке из Байё», и это показывает, что такой способ ношения практиковался и позднее, хотя распространённым он не был. Форма щита, надетого на левую руку, в которой он держит булаву с пластинчатым навершием (в российской тер

минологии — шестопёр), довольно необычна. Это и не традиционный кулачный щит — буклер, и не рыцарский тарч, а что-то, больше всего похожее на современный колбасный батон с ремешками для руки, крепления которых видны на его внешней поверхности. Ноги от колен до лодыжек защищают металлические латы.

Кстати, страдиоты, набиравшиеся на службу Венецианской республики на Балканском полуострове, имели небольшие щиты-тарчи даже тогда, когда от боевых рыцарских щитов в Европе уже практически отказались, а если и использовали, то на турнирах или же в качестве парадной принадлежности. На итальянских картинах начала XV—XVI вв. имеются изображения шлема «ка-пеллетто албанезе» или «албанской военной шляпы» (аналог французской «шапель де фер»), видимо, настолько популярной среди балканских страдиотов, что её удостоили даже специфического собственного названия.

Те из воинов, кто не имел металлической брони, носили стёганую одежду, нередко покрытую шёлком, которая при этом могла скрывать металлические защитные элементы военного костюма. Гребцы на галерах Венецианской республики начала XV в., которые выполняли функции морских пехотинцев, носили бригандины (куртки с подбоем из металлических пластин), шлемы «шапель де фер» и вооружались алебардами разных типов, а щиты с изображением льва Св. Марка — покровителя Венеции — во время движения галеры на вёслах обычно вставляли по борту над банками сидящих гребцов.

Городские ополчения отличала чёткая цеховая организация. Потому они в бою оказывались гораздо эффективнее крестьянских, собранных из малознакомых жителей разных деревень. К тому же горожане были лучше вооружены, а их командиры зачастую имели полное рыцарское вооружение. Однако отряды горожан — арбалетчиков, пи-кинёров, алебардщиков по численности заметно уступали рыцарской коннице. Тем не менее городские ополченцы всё чаще и чаще использовались в боевых действиях вне городских стен и наносили профессиональным войскам серьёзный урон.

Вячеслав ШПАКОВСКИЙ

1 8 2007 №12 ТМ