Техника - молодёжи 2008-01, страница 29

Техника - молодёжи 2008-01, страница 29

_wv^.tm;mag_az[n1ru__

забракован и второй вариант, а трубопровод было решено вывести из зоны снежного покрова, использовав для этого подвесные опоры. Подобное техническое решение было новым, но, как показывали расчёты, применение его могло не только повысить надёжность газопровода, но и сильно ускорить и удешевить его сооружение. И действительно, менее чем за два года газопровод Войвож — Ухта, диаметром 325 мм и протяжённостью 102,3 км, был пущен в эксплуатацию.

Проложен он был в виде «змейки», изгибающейся на пересечениях с дорогами, что позволяло изменять его длину в пределах, необходимых для компенсации продольных деформаций. На высоте 1,2 м от земли трубы были подвешены к деревянным опорам двух типов: подвижным качающимся и неподвижным с оттяжками, устанавливаемым посередине каждого прямолинейного участка. С целью противокоррозионной изоляции трубопровод был обмазан цементом.

Позже, десять лет спустя, необходимость газификации Ухтинского района потребовала строительства новой магистрали от Войвожского газового месторождения, и параллельно первой нитке магистрального газопровода была построена вторая, рассчитанная на более высокое давление, и с большим — 426 мм — диаметром труб. Общая длина построенных под Ухтой подвесных магистральных и промысловых газопроводов достигла 300 км.

Сейчас протяжённость магистральных трубопроводов России, по которым транспортируется продукция нефтегазового комплекса, составляет более 200 тыс. км. Казалось бы, что значит по

сравнению с этой внушительной транспортной системой одна короткая стокилометровая газопроводная ниточка местного значения, затерявшаяся в тайге и северных болотах. Но для истории магистральных трубопроводов именно это сооружение стало знаковым событием, положившим начало новому направлению в технике трубопроводо-строения, аналогов которому дотоле в мире не существовало.

Утюг и плед

Имена авторов, которым принадлежит изобретение, на табличке памятного знака не значились. Не найти их ни в энциклопедиях, ни в технических словарях. Но, тем не менее, они известны. Авторское свидетельство 92013 на изобретение «Надземный трубопровод», датированное 12 февраля 1951 г., было выдано инженерам А.В. Булгакову, осуществлявшему общее руководство проектом, разработчику основных конструкций сооружения С.И. Новопавловскому и К.А. Ве-рёвкину, занимавшемуся прочностными и газодинамическими расчётами. Ни одного из них уже нет в живых. Но с одним из изобретателей — Сергеем Ивановичем Новопавловским — волею журналистской судьбы мне доводилось встречаться в начале 90-х г. прошлого века. Сергею Павловичу исполнилось тогда 85 лет. Это был невысокий, сухенький, с мягкими интеллигентными манерами и приветливым взглядом, ко всему относившийся с какой-то трогательной старомодной возвышенностью человек.

Помню, как мы рассматривали старые музейные фотографии. На одной из них была снята группа специалистов-

нефтяников, работавших в 40-е гг. в Ухте. В пояснительной надписи шёл перечень имён, среди которых были хорошо известные учёные и геологи, знаменитые буровые мастера.

— Знали кого-то из них? — спросила я Сергея Павловича.

— Ну что вы! — удивился он. — Я на такой высокий уровень никогда не выходил.

Лукавства в словах Новопавловского не было. Как никогда не было в его жизни ни больших правительственных наград, ни того благополучия, которое могла бы принести слава человеку, сделавшему уникальное изобретение. «Уровень» Новопавловского в 40-е: нары рядом с урками в бараке отдельного лагерного пункта № 17, плошка баланды и тычки вохровцев, «врагов народа» не жаловавших особенно рьяно. Да и за работу, приведшую к открытию, Новопавловского заставили взяться отнюдь не научные интересы, а очередной указ лагерного начальства, который подолгу заключённого он обязан был выполнить в указанные сроки. На проектирование будущего газопровода было жёстко отведено полтора года. Всего полтора — для изобретения и целых полтора — для изобретателя, перенёсшего цингу, две пеллагры и умиравшего в бараке дохо-диловки. Даже авторское свидетельство на изобретение Новопавловский получил лишь после освобождения, а поначалу это было лишь заключение совещания специальной комиссии ГУЛАГа.

В северные лагеря Сергея Ивановича Новопавловского привёл тот же путь, что и многих других его современников: пресловутая 58-я статья. Срок он получил в 1934 г. за «агитацию против советской власти». Не «шпионаж», конечно, но десяти лет лагерей неосторожный обмен мнениями в связи с убийством Кирова студенту Воронежского инже-нерно-строительного института, как раз готовившегося в то время к защите диплома, стоил. Отбыв несколько лет в Волголаге, Новопавловский был этапирован в Ухтижемлаг. Так он попал в состав инженерной команды, где получил задание заниматься разработкой основных конструкций трубопровода.

Анализируя действие существующих надземных трубопроводов, Сергей Иванович и предложил сделать газопровод подвесным на деревянных опорах. Сам же разработал тогда катковые и подвесные типы опор, использовавшиеся затем в строительстве. Оно совпало с его освобождением из лагеря и, поколебавшись, уехать ли домой в Воронеж, где его никто не ждал, или остаться на севере, как поступали многие вчерашние зэки, отбывавшие в Ухте

27