Техника - молодёжи 2008-02, страница 38

Техника - молодёжи 2008-02, страница 38

3 ИСТОРИИ ВЕЩЕЙ

2008 №02 тм

Первый адрес Московского почтамта -Ивановская площадь Кремля.

Здесь размещался Ямской приказ, где принимали для пересылки частные письма

от друга. Здесь ямщики отдыхали, а главное, могли поменять лошадей. Через три века был «придуман» и специальный опознавательный знак, по которому смотрители издалека могли узнавать о приближении почты: тот самый, знаменитый почтовый колокольчик, ставший «визитной карточкой» русских ямщиков. Иные из них были настоящим произведением искусства и сегодня хранятся в музеях. Сохранились колокольчики, которым 200, даже 300 лет. Некоторые из них были слышны за две-три версты, а были и такие, что за пять верст давали знать о приближении ямщика с почтой. Не только лошадей запрягали в телеги, сани и почтовые дилижансы. По Средней Азии почту перевозили на верблюдах, на Кавказе использовали волов, в Сибири и на Дальнем Востоке - собачьи упряжки.

В середине XVII в. в России была создана постоянно действующая государственная почта. Ямщиков стали называть «почтарями», у них появилась форменная одежда - суконные кафтаны зеленого цвета, а позже медная бляха с двуглавым орлом и рожки. Рожок, как и колокольчик, предназначался для того, чтобы оповещать о приближении почтаря. Но был у них серьёзный недостаток - зимой они примерзали к губам, и потому почтари нередко предпочитали свистеть заливистым разбойничьим свистом.

Как и во многих других государственных начинаниях, в развитии почтового дела в России важную роль сыграл Петр I. По его указу правительственная корреспонденция была отделена от частной и купеческой, на почтовых трактах установлены верстовые столбы, а ямские дворы стали называться почтовыми станциями. О значении, которое придавал царь-реформатор почтовому делу, свидетельствует и его указание о том, что « ...коллегиям дела свои управлять не можно, если порядочная почта через все главные города и губернии государства... не пройдёт». В России

в то время существовали две параллельно действующие почтовые службы. Одна из них называлась «немецкой», и доставляла почту за пределы России, а вторая, «ямщицкая», обслуживала внутренние линии. С середины XVIII в. такое положение дел очевидно становится нецелесообразным, и почты сливаются в единую.

Следующее столетие в России ознаменовалось ещё одним новшеством: открытием городских почт по образу и подобию европейских, однако с нашими, российскими, проблемами и особенностями. Самая первая городская почта открылась в 1833 г. в Петербурге. Город был разделён на 17 округов, в которых размещались 42 пункта приёма почтовой корреспонденции. Позже было решено принимать письма не только в здании почты, но и в лавках, расположенных в людных местах поблизости от оживлённых дорог, мостов, на берегах рек и открытых для посетителей с утра до вечера. Получив указание принимать письма, хозяева лавок были обязаны завести для этой цели специальные почтовые ящики, куда горожане опускали письма, предварительно заплатив за это лавочнику. Ключ от ящика находился у письмоносца, который дважды в день собирал письма и относил их на почту. Там корреспонденцию сортировали и три раза за день разносили по адресатам.

Москва не сразу восприняла петербургский почтовый опыт. Забавно, что городские власти объясняли своё нежелание открывать городскую почту привычкой москвичей содержать челяди гораздо больше, чем требуется в хозяйстве. К тому же, среди богатых москвичей прочно коренилось мнение, что почтой пользуются лишь те, у кого недостает слуг, чтобы передать письмо через них. А незагруженная московская почта предлагала своим корреспондентам поистине великолепный сервис. Все письма, принесённые на почту до определённого часа сбора корреспонденции, доставлялись по Москве в течение трёх часов. И хотя нумерации домов в XIX в. не было, и адреса частенько указывались в произвольной форме, письмоносцы крайне редко возвращали на почту письма не найденных адресатов. Надпись на конверте порой и вовсе напоминал ребус: «NN. Жительство имеет в Тверской части, в приходе церкви Параскевы, нареченныя Пятница, дом Иванова».

Не только Москва, но и другие крупные города не стремились к реорганизации почтового дела, поэтому через тридцать лет после появления первой городской почты в России их было всего четыре. Постепенно, но всё же почта становилась неотъемлемой частью жизни русских городов. Вначале в лавках, потом в кондитерских, которые открывались раньше, а закрывались позже и работали в праздники, в отличие от обычных лавок, появились специальные ящики для сбора писем. В 40—50-гг. их стали устанавливать также на улицах, и письмо теперь можно было опустить в любое время дня и ночи.

Первые почтовые ящики в России имели зелёный цвет, нередко делались из толстых досок и оббивались листовым железом. Видимо, проблема сохранности писем возникла одновременно с появлением ящика. Впоследствии, чтобы уберечь корреспонденцию, ящики стали делать из чугуна, и весили они два с половиной пуда, т.е. более

36