Техника - молодёжи 2008-03, страница 50

Техника - молодёжи 2008-03, страница 50

скромный, учтивым, застенчивым молодой человек ещё недавно не умел ни писать, ни читать, да и говорил с горем пополам.

...И тут припоминаются «изолянты» иного рода -дети, воспитанные животными и самостоятельно вернувшиеся к людям. Ещё со школьной скамьи мы знаем о легендарных основателях древнего Рима, близнецах Ромуле и Реме, спасённых и выкормленных волчицей, да и боги и мифические герои были всем обязаны опекавшим их с детства зверям. Во многих частях света бытовали предания о людях, принятых волками, медведями или обезьянами. Позже эту тему подхватили литераторы - в 1869 г. француз П. Мери-ме поведал в новелле «Локис» о литовском дворянине, выпестованном медведем. В 90-е гг. XIX в. аналогичным сюжетом воспользовался англичанин Р. Киплинг, создавший захватывающее повествование о Маугли, выросшем в волчьей стае, а в начале XX в. Берроуз придумал питомца обезьян Тарзана.

Этих литературных героев объединяло то, что, попав в младенчестве в мир дикой природы, они воспринимали лучшие качества четверолапых пестунов и счастливо сочетали их с интеллектом человека разумного.

Известно, что у многих персонажей повестей и романов бывали реальные прототипы. Так кто же мог послужить прообразами Маугли и Тарзана - или были ли достоверные случаи пребывания детей среди животных? Да, были, однако...

В 60-х гг. XX в. в джунглях Индии нашли двух девочек 8-10 лет, их долго учили говорить, ходить не на четвереньках, а на ногах, пользоваться одеждой и посудой. Тщетно, найдёныши только откликались на присвоенные им клички. Вскоре обе «маугли» заболели и умерли.

В 1976 г. солдаты поймали в лесах Бурунди мальчонку лет десяти, который крутился возле стаи павианов и издавал нечленораздельные звуки. Его привезли в национальный госпиталь в Найроби и обследовали. Жан - так его окрестили - неважно видел и плохо слышал, с трудом удерживался в вертикальном положении и так и не освоил осмысленную речь. Жана перевели в детский приют, на воротах которого появилось объявление: «Здесь можно увидеть единственного в мире воспитанника обезьян».

В том же году Т. Сагиб из деревни в индийском штате Уттар-Прадеш, проезжая по лесной дороге, заметил трёх волчат, с которыми увлечённо играл мальчишка. При появлении человека зверьки скрылись, а мальчишку удалось поймать, хотя он рычал, царапался и пытался укусить спасителя. Крестьяне поначалу благожелательно восприняли найдёныша, прозвали его Балу, однако долго прожив в деревне, он ничуть не переменился. Передвигался только «на четырёх», по ночам не спал, а прислушивался к звукам из джунглей и отзывался на вой волков и шакалов, не ел ничего растительного и варёного, зато умело охотился на деревенских кур. Балу передали в монастырь, а оттуда в благотворительную миссию. Тамошний сторож научил его откликаться на имя, умываться, носить простейшую одежду, но не разговаривать. Да и вообще он предпочитал общество дворовых собак... А когда пришлось расстаться с опекуном, то стал быстро забывать приобретённые навыки, стал прихварывать и в феврале 1985 г. скончался. За восемь проведённых среди людей лет он ничему не научился.

В 2001 г. агентство «Рейтер» сообщило о поимке в чилийском портовом городе Талькауано мальчика, прожившего два года в компании бродячих собак. Оказалось, родители сдали пятилетнего сына в приют, откуда он сбежал и присоединился к собакам. «Вместе с ними он бродил по улицам, рылся в помойках и питался объедками, - писал глава чилийской национальной службы по работе с детьми Д. Дель-гатто. - Он не умеет говорить и не знает своего имени. Горожане прозвали его «мальчиком-собакой».

Итак, почему-то никто из реальных «маугли» не последовал примеру ни киплинговского Маугли, ни Тарзана, Локиса и, тем паче, Каспара Хаузера. По мнению директора Института физиологии при Всеиндийском центре медицинских наук в Дели профессора Чина, попытки их приобщения к людям завершились неудачами только потому, что все они росли без них, а духовное развитие затормозилось в раннем детстве. Сами же они слабы, неуклюжи, не то, что зверята, а значит, обречены. Так считала и видный зоолог Дж. Гудел, долго занимавшаяся изучением африканских приматов и хорошо знакомая с «делом Жана». Кстати, врачи выяснили, что он задолго до встречи с солдатами перенёс воспаление мозга, следствие энцефалита. Поэтому-то и оказались безуспешными попытки превратить его в нормального ребёнка.

Ничуть не лучшим оказалось физическое и психическое состояние девочек из лесов Индии -в младенчестве они страдали от неизлечимых болезней, остановивших их умственное развитие.

Конечно, родители замечают неприятные и опасные симптомы и, по опыту других, знают, что ожидает их потомка. В городах таких детей сдавали в специальные лечебницы и приюты для безнадёжных, а в деревнях уводили в чащу леса или джунглей и оставляли там. Впрочем, так поступали не только с дефективными отпрысками - вспомнить европейские сказки, в которых фигурируют злые мачехи и беззащитные падчерицы, иной раз превращающиеся в спящих царевен и Белоснежек.

А «маугли» становились и неспособные контролировать свои действия дети, бессознательно уходившие в леса. В жарких странах у них был ещё шанс выжить на подножном корму, в регионах с суровым климатом они были обречены. И ещё - сами они никогда не возвращались в чуждый им мир людей.. □

Игорь Боечин

Фрагмент отечественного комикса по мотивам книги Берроуза и голливудского кинофильма о приключениях Тарзана, воспитанника обезьян

47