Техника - молодёжи 2008-05, страница 37

Техника - молодёжи 2008-05, страница 37

Снимков рядом с великим фантастом не может быть много. Последние фотографии на память о пребывании у Кларка в декабре 2004 г.

с самым невинным видом. В 1988 г. вышло продолжение книги, «2061: Одиссея третья», затем в 1997 г. заключительная часть, «3001: Последняя Одиссея». Надо признать, что все продолжения в художественном отношении не дотягивают до «Космической одиссеи».

В романе «Фонтаны рая» Кларк развивает свой любимый тезис: покорение человеком космического пространства — естественное следствие реализации им неограниченных возможностей разума, осуществление вековой мечты, родившейся из кантовского «удивления и благоговения» перед звёздным небом. Сюжет строится вокруг изобретения главным героем, инженером Ваннегаром Морганом «Небесного лифта» — подъёмной системы, связывающей Землю с искусственным спутником, находящимся на высоте 36 тыс. км над земной поверхностью (эта идея, по признанию самого Кларка, принадлежит советскому инженеру Юрию Арцутанову, выдвинувшему её в 1960 г.). Если бы роман Кларка был ограничен только этой сюжетной линией, то он вполне отвечал бы традиционным критериям технико-приключен-ческой фантастики. Значение же «Фонтанов рая» гораздо шире. Неслучайно вводится вторая сюжетная линия — история Капидасы, царя Тапробана, правившего во II в. до н.э. Линию Калидасы Кларк использует для контраста, противопоставляя не просто две судьбы, но две жизненные философии, системы взглядов, отношения к жизни. Жестокий и коварный тиран, с помощью интриг и убийств захвативший трон, принадлежащий его брату, для укрепления своей власти не останавливающийся ни перед чем, даже перед убийством отца,

честолюбец, снедаемый стремлением обессмертить своё имя, — и талантливый инженер, отказавшийся от всех удовольствий жизни ради своей работы, ради творческой деятельности, создатель «великой лестницы космического разума, возвысившей человека выше богов», отдавший жизнь ради спасения людей...

В этом противопоставлении проясняется философская, этическая проблематика романа: в чем цель человеческой жизни, её назначение, какими нравственными критериями определяется её смысл... И хотя первый «звёздный мост» назван в будущем «башня Калидасы», это не означает, что имя царя-от-цеубийцы сохранилось в веках — оно превратилось в пустой звук, никак не соотносится со «звёздным лифтом» и никто из употребляющих его не знает, что оно означает. Имя Моргана не сохранилось в памяти потомков только потому, полагает Кларк, что Вечность считается со всем человечеством, а не с отдельным индивидуумом, и для будущего земной цивилизации важна судьба не одного человека, а всего человеческого рода, совокупных достижений человеческого разума.

И ещё. Говоря о Шри-Ланке, нельзя не упомянуть очень важный топоним — священную гору, пик Адама, которая почитается не только приверженцами различных конфессий, но и атеистами. На вершине горы имеется углубление, похожее на оттиск гигантской ступни, который называют Шри Пада (Ступня Бога). Буддисты считают, что это след Будды,

шиваисты — след Шивы, а мусульмане утверждают, что именно здесь коснулся Земли прародитель Адам, низвергнутый господом из Эдема. На острове убеждены, что подняться к Шри Пада — хоть однажды — необходимо, чтобы очистить душу и возвысить её. Кларк также совершил это паломничество, требующее немалой решимости и силы духа (восхождение начинается ночью, чтобы оказаться на вершине к рассвету). Не меньшее самоотречение и упорство в достижении своей цели требовалось Кларку в литературе, день за днём не прекращая свой путь к вершине духовного, интеллектуального свершения.

В 1970 г. Кларк написал: «Я приехал на Цейлон в 1956 г. с намерением провести здесь шесть месяцев и написать одну-единственную книгу об исследовании прибрежных вод острова. Сегодня, четырнадцать лет и двадцать книг спустя, я всё ещё тут и надеюсь остаться здесь до конца своих дней». Желание писателя исполнилось: 19 марта 2008 г. он скончался на Шри-Ланке, в своём доме под Коломбо, в той удивительной стране, о которой в эпиграфе к одному из самых его лучших романов сказано так поэтично: «От райских кущ до Тапробана каких-нибудь сорок лье: замри — и ты услышишь плеск Фонтанов рая». Ш

Владимир Гэпман, Александр Перевозчиков и Ирина Нииттюранта (фото)

35