Техника - молодёжи 2008-07, страница 18

Техника - молодёжи 2008-07, страница 18

ОБОТОТЕХНИКА

2008 №07 ТМ

НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИМ НЕ ЧУЖДО?

Однажды Мертц был как будто в дурном настроении: бессвязно плаксиво повторял друг за другом бессмысленные фразы вроде: «Ты слишком далеко отсутствуешь. Приведи мне пару красок. Ты слишком далеко отсутствуешь»...

Робот-собеседник Мертц охотно беседует со своим создателем Джеффом Вебером

К подлинно «человеческим» особенностям роботов, разработанных группой исследователей в Бостоне, помимо головы, рук и туловища, относятся плаксивость и умение «ошибаться». Эти гуманоидные машины - отнюдь не сверхлюди из металла или груда компьютерного софта. Кроме того, они не обученные работники и не слу

ги, и уж тем более не кошмарные монстры из научно-фантастических фильмов, которые восстают против своих создателей.

К настоящему времени «парк роботов» уже достиг приличных размеров, и среди роботов появилась своя иерархия.

Так называемые «социальные» или общественные роботы запрограммированы на обучение. Как и люди, они используют жесты и взгляды и усваивают сначала основы изучаемого предмета, а потом расширяют свои познания. Сегодня мы пользуемся многими техничес-кими благами, работающими по принципу роботов. К ним относятся, например, навигационные системы. Однако когда исследователи говорят о «социальных роботах», то имеют в виду нечто другое. Во-первых, они должны реагировать и, во-вторых, быть в той или иной степени похожими на человека. Первый критерий означает, что такие роботы должны воспринимать окружающий мир и реагировать на внешние раздражители. А второй -говорит о том, что роботы должны иметь физическое тело. Навигационная система отвечает первому критерию, а конвейерный робот - только второму.

Разработка «социальных роботов» продолжается по двум направлениям: имитация жизни обычных людей и развитие в области искусственного интеллекта. Родни Брукс, директор Лаборатории компьютерных технологий и искусственного интеллекта Массачусетсского Технологического института (MIT), пытается решить для роботов

проблему абстрактного мышления, в 1980-е гг. признанного неотъемлемой частью высшей формы разума - человека.

Исследователи сконцентрировали всё своё внимание на решении роботами математических и сложнейших шахматных задач. Но вот в чём парадокс: гораздо проще научить робота за долю секунды совершать неподвластные человеку вычисления, чем запрограммировать так, чтобы тот отличал стул от чашки, как это делают четырёхлетние дети.

В связи с этим Роди Брукс и его лаборатория, где появился на свет Мертц, разрабатывают «воплощённый интеллект», который смог бы осваивать и познавать мир подобно ребёнку, только с той разницей, что дети используют зрение и осязание, а роботы - сенсорные камеры и гироскопы.

До сих пор большинство программ искусственного интеллекта функционировали по так называемой схеме «утка»: они связывали друг с другом все значимые процессы робота по принципу нервного импульса в так называемом «ящике познания», фактически - в компьютере. Чтобы сделать один шаг, роботам с такой программой приходилось сначала преодолевать сложный процесс планирования действия. Сначала программа сканировала пространство, потом робот должен был планировать свои движения в этом пространстве - куда и какую ему поставить ногу, с каким нажимом, чтобы «ступня» приземлилась в точном месте, как при этом должно двигаться тело и пр.

%

Ь„

9*

Американский гуру по роботам Родни Брукс

Фитнес-роботы помогут спланировать упражнения, а также сообщат о снижении веса. Наверху - пушистый робот Лео

16