Техника - молодёжи 2008-09, страница 52

Техника - молодёжи 2008-09, страница 52

75-ЛЕТИЮ «ТМ»

2008 №09 ТМ

ДУША

РЕДАКЦИИ

Ею в 60-е годы была Нина Сергеевна Перова — художественный редактор журнала с 1943 года. Именно она придавала облик изданию, которым зачитывалась тогдашняя молодёжь.

Только с возрастом я начал понимать, что редакция «Техники-молодёжи», как всякий живой организм, по необходимости должна была сочетать в себе два начала - динамику и статику, подвижность и устойчивость, развитие и стабильность. В редакционной жизни эти противоречивые начала воплощались в мужской и женской составляющих коллектива.

Редакторы-мужчины рыскали в поисках нового, искали авторов, разрабатывали темы, редактировали по ночам, получали от начальства преимущественно шишки и редко удерживались в штате больше 4-5 лет. Но зато именно они создавали журналу славу интересного издания.

Женщины отвечали на письма, принимали посетителей, перепечатывали рукописи, от начальства получали преимущественно благодарности, считались кадровыми работниками и, отслужив по нескольку десятков лет, уходили на пенсию со штатных должностей. Но зато они определяли внутренний климат редакции, хранили традиции и давали поступкам и событиям свои оценки, нередко более взвешенные, чем оценки эмоционального и вспыльчивого главного редактора. Наши женщины не навязывались шефу со своими мнениями, но иногда именно они удерживали его от опрометчивых решений. И самой решительной, настойчивой и смелой представительницей женской составляющей редакционного коллектива была, несомненно, Нина Сергеевна Перова.

Как художественный редактор, в чьи руки сходились все нити работы над номером - тексты, иллюстрации, макет, - она знала вклад в номер каждого, и поэтому именно ей было поручено размечать гонорар. Внешне производя впечатление копуши, со всех сторон обложенная записочками с адресами и напоминаниями, кому, за что и сколько надо заплатить, она ухитрялась не запутываться в своих бумажках, и я не помню случая, чтобы она забыла вовремя оплатить сделанную работу. Хотя среди художников у неё были некоторые любимчики, она всё-таки оценивала работы

£

Н.С .Перова за работой. 1955 г.

по справедливости и отстаивала свои мнения невзирая на лица.

Когда главный редактор В.Д.Захарченко в силу каких-то причин откладывал решение вопросов, которые Нина Сергеевна считала неотложными, она влетала в его кабинет, требуя их немедленного разрешения. Он, не стесняясь, выпроваживал её из кабинета, но через некоторое время она появлялась у него снова и снова. В таких случаях он выбегал из кабинета в приёмную и, вытаращив глаза, кричал в пространство: «Уберите от меня ЭТУ женщину!»

В личной жизни главного редактора было немало трудностей, и иногда он приезжал в редакцию настолько взвинченный, что к нему не решались подступиться даже по неотложным производственным вопросам. Перова не могла потерпеть такого положения дел. Однажды она, ни слова не говоря шефу, позвонила его жене и сделала ей выговор. «Перестаньте трепать нервы Василию Дмитриевичу, - сказала она. - Коллектив не должен страдать из-за ваших с ним отношений. Выбирайте для своих претензий к нему более подходящее время!»

Нина Сергеевна не только была справедливым и правдивым человеком, она хотела быть таковой, гордилась, когда это ей удавалось. Смеясь, я говорил ей: «Нина Сергеевна, не гордитесь своей правдивостью. Ведь это у вас от лености ума, вы не хотите напрягаться, не хотите думать и идёте по самому лёгкому пути. Как просто - говори, как было и как ты считаешь, вместо того, чтобы задуматься: а надо ли, целесообразно ли говорить эту правду или высказывать своё мнение? Думать-то потруднее, чем просто говорить, что было». Перова возмущалась, обвиняла меня в лицемерии. Я ей доказывал, что лицемерие - основа общественной жизни, что если бы мы все говорили, что мы друг о друге думаем, мир рухнул бы. Много лет спустя, я узнал, что родной брат Нины Сергеевны молчаливый, угрюмый Василий Сергеевич, которого она достала своей правдивостью, в сердцах сказал ей: «Нина, ты

50