Техника - молодёжи 2008-09, страница 49

Техника - молодёжи 2008-09, страница 49

зания устраивались прямо перед дверями домов и лавок.

Играли на Руси на квадратных досках с рядами клеток, практически не отличавшихся от греческих, римских и даже египетских, нередко рисовавшихся прямо на известковой плите, а называли такие чертежи обычно вавилонами (случайно ли это название, напоминающее о родине игры в кости Месопотамии?). Один из вавилонов был обнаружен в 1959 г. во время раскопок московского Кремля, в палатах матери Петра I Натальи Кирилловны.

К метательным костям восходит и само название азартных игр. Арабы, у которых европейцы научились рискованной игре в кости во времена крестовых походов, называли их аз-захр (предполагается, что корни слова гораздо древнее, ещё аккадские). Через испанское azar -игра в кости - слово попало затем во все европейские языки.

Соревновательность и сопутствующий ей азарт элементами игры в кости стали в глубокой древности. В народных сказаниях различных культур по всему миру и литературных источниках сохранилось множество драматических историй об азартных играх и игроках, не задумываясь ставящих на кон собственную жизнь или жизнь жён, сестёр, дочерей. В некоторых из этих преданий рассказывается об азартных играх с богами.

У Геродота есть рассказ о том, как фараон Рампсинит «живым совершил нисхождение в подземный мир, который у эллинов называется Аидом», где играл в кости с богиней Гатор, владычицей мёртвых, и выиграл у неё золотое полотенце.

Игрок из греческого города Метилены Леон, сжалившись над рабом, которого жестоко истязал хозяин, вызвал того на поединок в петтейю и выиграл свободу для раба, с которого сразу сняли кандалы.

У древних германцев от исхода игры в кости зависело, быть ли войне с соседями или можно заключить мир. О том, как играли в кости древние германцы, сохранилось яркое описание у Тацита: «...потеряв всё своё достояние и бросая в последний раз кости, назначают ставкою свою свободу и своё тело. Проигравший добровольно отдаёт себя в рабство и, сколь бы моложе и сильнее выигравшего он ни был, безропотно позволяет связать себя и выставить на продажу».

Судя по древним текстам эпоса «Махаб-харата» и собрания священных гимнов «Ригведа» индийцы также были чрезвычайно азартными игроками. Вызов на игру в кости у индий-

скои знати считался чем-то вроде вызова на поединок, а отказ от участия в игре рассматривался как неблаговидный поступок.

В древнеиндийском «Сказании о Нале и Дамаянти» главный герой Напь, играя костями, заколдованными злым духом Кали, проигрывает своё царство и вынужден отправиться в изгнание. А кости, превратившись в птиц, догоняют его и обманом отнимают последнюю одежду. Правда, впоследствии Напю, обучившемуся тайнам игры, всё же удалось отыграть своё царство.

Впрочем человек довольно рано догадался, что ловкость рук в игре куда надежнее слепого случая, поэтому с древнейших времён азартные игры кормили уйму жуликоватого народа. Изготовленные древними мошенниками кости с «подвохом» - со смещённым центром тяжести,

Египтяне играли в «сенет»не только дома, но и брали игру с собой в дорогу. Об этом свидетельствует найденная переносная доска в виде продолговатой шкатулки

47