Техника - молодёжи 2008-09, страница 47

Техника - молодёжи 2008-09, страница 47

www.tm-magazin.ru /ЭВМ/

Астрагалы — предки игральных костей

Самая древняя игра с использованием костей была обнаружена при раскопках одной из могил Царского кладбища древнего шумерского города Ур. Датируется III тыс. до н.э

выглядели кости. Их стали делать из слоновой кости, бронзы, агата, горного хрусталя, оникса, алебастра, мрамора, янтаря, фарфора и других материалов, а на гранях изображали божества и символические знаки. Порой кости приобретали замысловатые формы. Известны пятигранные и восьмигранные кости. Самые древние, дошедшие до нас кости (III тыс. до н.э.), обнаруженные в царской гробнице в шумерском Уре, имели форму четырёхгранной пирамиды.

Пристрастием к необычным формам особенно отличались египтяне, изготавливавшие кости в виде многогранных призм, пирамидальные и даже шарообразные. В Лувре хранятся привезённые из Египта игральные кости в виде тетраэдра. Первые кубические кости, возраст которых насчитывает 4000 лет, тоже найдены в Египте. Аналогичные шестигранники, хотя и значительно более поздние, датируемые VI в. до н.э., обнаружены и на китайских раскопках. Они были похожи на современные не только по форме, но и по разметке - сумма точек на противоположных гранях, как и сейчас, равнялась семи. Такие наборы размеченных метательных костей в больших количествах обнаружены в погребениях бронзового века Северного Причерноморья и извлечены из-под пепла в развалинах Помпей. Со времён Древнего Рима внешний вид костей практически не менялся.

Бесспорные доказательства, что игра в кости являлась не только ритуальным действом, но и существовала именно как игра, относятся к бронзовому веку, в культурных слоях которого археологи находят игральные доски и столики, ящички для хранения костей и фишек и т.п. Естественно, что рано или поздно кости должны были стать основой и приспособлением какой-то другой, более сложной игры, в которой, кроме костей, будет задействована также счётная доска. Такие доски или их изображения с рядами клеток или линий находили

в Древнем Египте, Месопотамии, Греции и Риме, Китае, Индии, Мексике и даже в Скандинавии.

Метательные кости участвовали в создании игр военного типа, имитирующих сражение воинов на поле боя, смысл которых состоял в том, чтобы переместить свои фишки на противоположную сторону доски, мешая при этом действиям противника. Обдумыванию хода предшествовало бросание костей, а жребий назначал фигуру, которой надлежало пойти. В древнем Египте такой игрой была тау (1270 лет до н.э.), в древней Греции - петтейя (V в. до н.э.), в древнем Риме - латрункули (I-II вв. до н.э.), в Древней Индии чатуранга, признанная исследователями предшественницей знаменитых шахмат. Упоминания о ней встречаются в «Харшарите», поэме в честь царя Харши, правителя Северной Индии (VI в.), «Махабхарате» (V в.) и «Ригведе» (X в.), хотя, скорее всего, у этой игры более древние корни. От игральных костей произошла также игра в домино, в которой каждая косточка первоначально представляла результат бросания двух костей. И эта, казалось бы, такая «европейская» игра, носящая французское название, происходящее от сочетания белого и черного цветов в зимнем одеянии монахов, тоже появилась с '' ч

Востока. В Китае она была : , известна ещё в XII в. под названием шуань-лю-о - «борьба ума». Интересно, что у эскимосов до сих пор в ходу игра с фишками, напоминающими домино.

И всё же самыми древними из известных игр, получившими жизнь от метательных костей, стали нарды и шашки. Как свидетельствуют археологические находки в шумерском Уре, Мохенджо-Даро и Египте, выгравированными на камне шашечными досками, костями, а также многочисленными глиняными фигурками различной величины,

служившими шашками, в долинах Тигра, Евфрата, Нила и Инда люди пользуются уже более пяти тысячелетий.

Из-за специфического звука удара костей о деревянную доску в Европе эту игру прозвали «триктрак», но сохраняется и её персидское имя - «тахте нард». По одной из легенд (возвышающей персов, но снижающей древность игры) она была изобретена советником персидского царя Хосрова I Ануширвана (509-579 г. н.э.), так объяснявшим сущность игры: «При возможности они [кости] бьют друг друга и вытесняют подобно тому, как люди в земном мире побивают друг друга. И когда с помощью костей все камни вытесняются в игре нарды, это напоминает людей, которые все до единого так или иначе оставляют земной мир. Когда же камни ставятся вторично в игре нарды, это напоминает людей, которые при воскресении из мёртвых вновь оживают».

Движение костей древние уподобляли движению звезд на небосклоне, а доска, как предполагают исследователи, отражала счёт времени: 24 пункта представляли 24 часа, 30 шашек соответствовали 30 дням в месяце,

Такие выгравированные на камне игральные доски, а также многочисленные глиняные фигурки различной величины, вероятно, служившие шашками, изготовлены в долине Инда примерно в 2400 г. до н.э.

45