Техника - молодёжи 2009-01, страница 59

Техника - молодёжи 2009-01, страница 59

ственников, Правительству США будет трудно усмотреть в этом акте что-либо иное, кроме явного нарушения прав нейтральных стран».

Стоявшая в Нью-Йорке «Лузита-ния» готовилась к возвращению в Ливерпуль. Кстати, перед уходом из Англии с лайнера мобилизовали 258 моряков, в том числе 83 кочегара и машиниста. Капитан У.Тёрнер просил вернуть хотя бы 77, чтобы обеспечить полный ход, но получил всего 41.

22 апреля посольство Германии в США вручило властям предназначенное для печати заявление. «Собирающимся пересечь Атлантику напоминаем, что Германия и её союзники находятся в состоянии войны с Англией, а зона боевых действий включает и воды, примыкающие к британским островам, - говорилось в нём. В соответствии с официальным предупреждением Имперского правительства суда под флагами Англии или любого её союзника будут уничтожены и их пассажиры подвергнут свои жизни опасности». Власти США почему-то передали этот документ прессе с задержкой и лишь 30 апреля его поместили в «Нью-Йорк геральд», а потом и в некоторых других газетах.

1 мая «Лузитания» вышла в океан. На ней было 1275 пассажиров, 800 моряков и, как объявили судовладельцы, обычный коммерческий груз. Переход через Атлантику обошёлся без приключений. А 5 мая в Лондоне Первый лорд Адмиралтейства У.Черчилль, адмирал Дж. Фишер и начальник штаба флота Оливер обсудили ситуацию - по данным радиоразведки в районе Фаснет-рок, куда направлялся лайнер, действовали две немецкие субмарины. Навстречу «Лузитании» послали крейсер «Джуно», о чём сообщили Тёрнеру. Но позже адмирал Оливер решил, что этот устаревший корабль ничем не поможет лайнеру и вернул его на базу. Тёрнера об этом не известили.

6 мая, когда «Лузитания» прибли-ЖЗЛ^СЬ к Ирландии, капитан велел поднять давление пара в котлах для полного хода, задраить двери в водонепроницаемых переборках, опустить шлюпки к верхней палубе и выставить дополнительных наблюдателей. В 20 ч из принятых радиограмм узнали, что «в водах южнее Ирландии замечены вражеские субмарины», но Адмиралтейство потребовало придерживаться прежнего курса. Тёрнер увеличил ход до 18 узлов, чтобы скорее проскочить опасный район.

Утром 7 мая туман сократил видимость до 50 м, капитан уменьшил скорость до 15 узлов, приказал держаться ближе к берегу и сигналами сирены давать знать о себе «Джуно», который в это время спокойно стоял на базе. Около 11ч развиднелось и показалось побережье, вновь набрали 18 узлов. Приняли очередную радиограмму, но не смогли её расшифровать, и Тёрнер повернул на ближайший порт Куин-стаун. В 13 ч 20 мин командир немецкой субмарины U-20 капитан-лейте-нант В.Швигер заметил через перископ дым на горизонте. Он уже потопил английские парусник, пароходы «Эрл оф Латам», «Кандидат» и «Центурион», и теперь появилась новая добыча. За дымом показались четыре трубы, длинная белая надстройка и тёмный корпус крупного лайнера. Приблизившись на 700 м, он повернул на Куинстаун, подставив немцам правый борт. В него Швигер и

Пассажир Ч.Лориа из Бостона, находившийся на прогулочной палубе, ощутил «тупой, скорее приглушённый звук взрыва», после чего судно затряслось... и раздался второй (!) взрыв. На лайнере возник крен 13°, из-за которого шлюпки левого борта прижало к корпусу и спустить их было невозможно, а на правом они зависли вдали от палубы. В общем, из 48 шлюпок благополучно достигли воды только 6, пассажиры и моряки плавали в холодной воде, цепляясь за деревянные обломки и палубную мебель. Вскоре нос «Лузитании» упёрся в дно, корма задралась, обнажив винты и руль, судно стало быстро погружаться, а когда вода добралась до раскалённых котлов, они взорвались.

Через 2 ч к месту трагедии подошли промысловые суда и лодки из Куин-стауна, которые спасли 764 человека и подняли часть погибших. У.Суантон, которому в 1915 г. было 6 лет, на всю

ёнймостъ - 31010 т, скорлсть -25узлов, ина"- 23,8 м, осадка - 10,2 м, количество пассажиров - 2200

вттянят ч 1 г

Германская подводная лодка U-20

выпустил торпеду. Её приближающийся пенный след заметил наблюдатель на «Лузитании», но было уже поздно.

«Торпеда попала в районе ходового мостика, - докладывал Швигер. - При взрыве поднялся столб воды выше дымовых труб. Кроме того, произошёл другой взрыв (котла или боеприпасов). Судно остановилось и получило крен на правый борт и дифферент на нос. На его борту началась паника. Многие переполненные шлюпки спускались на воду, но не ровно, а носом или кормой и шли ко дну. Я не мог выпустить вторую торпеду в массу людей, пытающихся спастись».

9

www.tm-magazin.ru 2 9