Техника - молодёжи 2009-02, страница 22

Техника - молодёжи 2009-02, страница 22

Чеканный шаг

Ремёсла

2009 №02 ТМ

Основной инструмент гравёра это -

гравёрные тиски, молотки, молоточные резцы, штихеля, чеканки, зубильца, керны и матуары. Фотографии некоторых этих инструментов и небольшие практические советы были опубликованы в предыдущей статье, поэтому сейчас не будем повторяться и поговорим только о том инструменте, который был обойдён молчанием раньше.

Чеканки. Этот инструмент необходим для того, чтобы работать над объёмом. выглаживая поверхность после работы резцами: фляхштихелем и бол-штихелем или напрямую прочеканивать объём.

Чеканки для работы с миниатюрными формами правильнее делать из заготовок цилиндрической формы, диаметром от 5.0 до 6.5 мм и длиной от 75 до 90 мм. С размерами самой большой стороны эллипсной рабочей части от 2.5 мм до 0.3 мм и менее с постепенным уменьшением от одного чеканка к другому. Самый минимальный размер чеканка в комплекте зависит от необходимости этого инструмента в какой-то работе. Чекапок со стороны рабочей поверхности калится на 10-15 мм от края. По форме рабочая поверхность

может быть плоской или радиусной, радиус может быть более большой или близкий к плоскости. Это говорит о том, что сразу можно сделать три разных набора по ссмь чеканкой, а остальные делать по ходу работы. Ударная поверхность для правильной работы чеканка обязательно должна быть сырой, а для калёной заготовки — отпущенной. Это необходимо для того, чтобы гасить удар молотка, т.е. не сдваивать его и гасить вибрацию. Форма ударной поверхности (бойка) -небольшая сфера, если посмотреть на старьп"1 инструмент, с которым пришлось много работать ударным способом (зубило), можно увидеть, что от ударов по нему молотком края его опустились, образовав ту самую полусферу. Это говорит о том, что по инструменту невозможно ударить молотком строго по его оси.

Для изготовления можно использовать как калёные, так и сырые заготовки. Если применять калёную заготовку, то ту её часть, по которой надо работать молотком, необходимо отжечь с помощью горелки (можно до половины заготовки и более), а с рабочей частью работать аккуратно, чтобы

Продолжаем тему «Мастер-класс для потомков», начатую в журнале «ТМ» №12 за 2008 г. В материале рассказывалось о гравёрных техниках работ с металлом и с деревом. В этой статье рассказ о чеканке. Сначала разговор пойдёт об инструменте, а потом о нескольких подходах в создании объёмных изображений.

закалка сохранилась. Если делать из не каленой стали, то следует применять инструментальную углеродистую сталь «серебрянку» (У10А, У12А) — пруток. С ней удобно работать при создании инструмента, так как она не только хорошо калится, но и впоследствии хорошо работает, не меняя формы при чеканке металла повышенной твёрдости, т.е. держит удар. В качестве калёных заготовок хорошо использовать развёртки, фрезы и т.д. подходящего диаметра. По форме рабочей поверхности я. в основном, применяю чеканки, близкие к эллипсу,

Настольная композиция «Грифон» Автор: 0. Семёнов, {Тула), 2007 г. Клинок: С. Елишкин и Р. Окушко (Тупа) Слесарные работы: В. Чурбанов (Тула) Литьё: А. Дроздов (Москва)

Техники исполнения: ковка, литьё, обронная гравировка, оксидирование, никель-велюр. Материалы: Дамаск, сталь, белый металл, орех. Размеры композиции: длина - 39 см, ширина -10.8 см, высота - 13.7 см Размеры ножа: общая длина ножа ~ 26.1 см, длина клинка -13.1 см, ширина клинка у пяты - 4.9 см

20