Техника - молодёжи 2009-02, страница 24

Техника - молодёжи 2009-02, страница 24

На переднем плане оптическая головка

Ремёсла

2009 №02 ТМ

Оптическая головка — это один из важных инструментов гравёра. Этот прибор позволяет работать над созданием объёмных изображений малых объёмов и форм без применения чекан-ков, с использованием только молоточных резцов и штихелей. Оптика не только приближает и увеличивает объект работы, но и позволяет очень чутко контролировать глубину реза. Рабочие заточные плоскости штихелей надо хорошо заполировать, это позволит достичь наилучшего качества реза и, естественно, окончательною вида еде-; ланной работы. Инструмент, которым гравировался мягкий металл (латунь), необходимо держать отдельно от штпхе лей для работ но твёрдому металлу (стали). Во-первых, разные углы заточки у этих инструментов, во-вторых, кажущаяся «экономия времени» при

' »*«? И

Рабочее место гравёра

Тиски с аеревяиыми губками (фото 3)

Деталь прибора ножен, на которой делается насечка, залитая сплавом вуда

работе первым, попавшимся под руку резцом, заканчивается его переточкой. Для работы с оптикой заточка резца представляет собой очень долгую и сложную процедуру, которая, кстати, производится с помощью той же оптики. Достаточно сказать только то. что размер площадки носка в 0.7 мм, для определённой работы является гигантским, а ведь этот резец необходимо не только заточить, но и придать ему форму, подходящую для того, чтобы выдерживать немалые нагрузки, как при резании, так и при поворачивании рукой резца. При скрашивании рабочей части такого резца много времени уходит на то, чтобы вновь его заточить, довести «до ума» и заполировать. Готовый к работе по драгметаллу инструмент необходимо применять только по прямому назначению - глянцевой гравировке объёма. При фавпровке заполированным резцом можно не только

придавать элементу вид чеканки, но и одновременно дополировывать его нижней отполированной площадкой штихеля (это относится к болштпхелю и фляхштихелю). Особенно это подходит для выравнивания и заполировывания мелких (узких и тонких) элементов, типа завитков при насечке виноградной лозы п пражского орнамента (резцом надо идти вдоль этих элементов). При общей работе над формой л^чше вообще работать без оптики и использовать её только при точной деталировке. Золотая середина в работе с оптической головкой, это когда верхний окуляр 8х /23; f1-190; х 2. Не обойтись без оптики при гравёрной работе с помощью бормашины и любых других инструментов.

Использование оптики вносит свои коррективы в окончательное видение всей работы. То, что в оптике видится хорошо сделанным, может отличаться от видимого «чистым» взглядом и

далеко не в лучшую сторону. Это мной замечено не один раз, и поэтому небольшой совет: необходимо постоянно прослеживать изделие по алгоритму «глаз - оптика - глаз», взгляд человека видит всю работу в целом, а оптика помогает разобраться с мелочами.

При работе с оптической головкой стружку надо постоянно убирать зубной щёткой с поверхности, над которой идёт работа. Стружка не должна мешать при взгляде на уже сделанную работу и не «размазываться» штихелем по поверхностям (это происходит из-за того, что стружка микроскопической величины, а усилия при резании велики, и происходит процесс диффузии между основным металлом и срезанным).

Если полировка рабочих поверхностей штихеля сделана некачественно, то эти недостатки сразу будут видны на срезе металла. Следы от наждачной бумаги даже с самым мелким зерном (затёртый, использованный наждак) явно проявляются, поэтому окончательную полировку инструмента следует вести на агате (в крайнем случае, на древесине твёрдых пород с использованием пасты ГОИ), чтобы не заваливать рабочие плоскости, их доводка идёт поперечными движениями. При продольных движениях образовавшиеся при этом мельчайшие бороздки будут оставлять следы, может быть, незаметные взглядом, но «съедающие» общий блеск.

Самое главное для мастера понимать; зрителя не интересует, как и каким инструментом это сделано, главное -как это смотрится в окончательном виде! П

Олег Семёнов

22