Техника - молодёжи 2009-02, страница 27Астропроблемы Как можно видеть, длительности вышеперечисленных периодов не соотносятся как целые числа, поэтому точно согласовать их принципиально невозможно. Искусство составителей календаря состоит в том, чтобы выполнить это согласование некоторым определённым образом; в результате у разных пародов получаются разные календари. Организацию большинства из известных человечеству календарных систем определяют движения Земли, Солнца и Луны, Соответственно календари, согласующие движения Земли и Солнца, называются солнечными, Земли и Луны - лунными, а всех трёх небесных тел - солнечно-лунными. В солнечном календаре составители берут за основу длительность солнечного года и делят его на условные месяцы, отличающиеся от лунного. В лунном календаре в основу кладётся длительность лунного месяца, а длительность года условна, и может составлять и 12, и 13 лунных месяцев в разные годы. Некоторые календари дополнительно учитывают и движения других небесных тел; к примеру, в календаре народов Восточной Азии происходит согласование лунного месяца и солнечного года между собой и с периодами движения Юпитера и Сатурна. Календарный плюрализм В мире существовало и существует множество различных календарных систем. Это и солнечные юлианский (старый стиль) и григорианский (новый стиль) календари, лунные арабские календари, солнечно-лунный израильский календарь, солнечно-лунно-юпитерные календари народов Восточной Азии и т.д. В результате согласования с определённой точностью различных астрономических периодов устанавливаются длительные циклы календаря. Таков, к примеру, девятнадцатилетний лунно-солнечный цикл, означающий, что по прошествии 19 лет начало лунного месяца с высокой точностью совпадает с началом солнечного года; другими словами, что в 19 солнечных годах содержится целое число лунных месяцев. Составители календаря должны выбрать такую точность согласования, чтобы на длительных периодах существования человечества (тысячелетия) календарные циклы повторялись, то есть календарь оставался функциональным и практически полезным. Исторически первыми возникли лунные календари, как наиболее простые. Дело в том, что для ежемесячного определения момента новолуния нужны лишь собственные глаза и некоторая сообразительность. Определение же точного количества дней в солнечном году требует не только наличия специфических приборов, но и астрономических знаний, которые можно получить только в результате длительных наблюдений. Этим обычно занимается особая социальная группа, поэтому солнечный календарь свидетельствует о довольно высоком уровне государственной организации общества. С его помощью можно успешно развивать торговлю, вести заёмные операции, собирать подати и т.д. Периодические астрономические явления, лежащие в основе календаря, не имеют начала и конца, поэтому день начала нового года обычно выбирается авторами календаря волевым решением, исходя из астрономических, религиозных, хозяйственных, культурных или каких-либо других соображений. Аналогично поступают и с датами начала эпох и лето-счислений. Религиозные праздники часто являются переходящими по датам, поэтому вычисление моментов их наступления в соответствии с религиозными канонами иногда бывает довольно сложной задачей. Достаточно сказать, что вопрос определения дня христианской Пасхи столетиями оставался дискуссионным и сильно стимулировал календарные реформы в Европе. Сработанный жрецами Рима Известно, что культура и особенно наука древнего Средиземноморья уходит корнями в Египет. Многие знаменитые греческие ученые, философы и государственные деятели считали за честь получать там знания. Не избежал этой Календарь Еноха, одного из библейских пророков. В нём 364 дня. четыре сезона и 52 недели, а год начинается в день весеннего равноденствия. Погрешность компенсировали, периодически вставляя дополнительную неделю участи и верховный жрец Рима, император Гай Юлий Цезарь, правивший в первой половине I в. до н.э. Календарь древних египтян был солнечным, вернее, годом они считали промежуток между двумя последовательными восходами над горизонтом звезды Сириус, за появлением которой следовал разлив Нила; этот период с высокой точностью равен солнечному году. Сначала длительность года была определена жрецами в 360 дней, что позволило ввести 12 календарных месяцев по 30 дней каждый. Затем она была уточнена, и в конце года вставлены дополнительно пять праздничных дней. Так египетский календарь максимально приблизился к современным солнечным. Были в истории Египта попытки ввести дополнительный праздничный день раз в четыре года и тем самым образовать високосные годы, но они долго не продержались из-за сопротивления касты жрецов. К моменту вступления Юлия Цезаря во власть в Риме сложилась непростая, в том числе и календарная, ситуация. Римский календарь тогда был похож на лунный греческий. Вставные месяцы в нём определялись верховными жрецами. При этом за десяток дней до введения дополнительного меся- Гай Юлий Цезарь |