Техника - молодёжи 2009-04, страница 64

Техника - молодёжи 2009-04, страница 64

Управление рисками

2009 №04 ТМ

лепный лыжник, отличный альпинист и до зависти классный лавинщик. Он бросил через плечо: «Пойду-ка. копну, а то сидеть осточертело». Я никак на это не отреагировал: чем только от бездельного ожидания не займёшься?

Проходит пара часов. Сквозь порывы ветра слышу: где-то что-то. вроде, грохнуло. А может, показалось. Ешё минут через сорок звонит по телефону тогдашний Чегетский начспас. человек легендарный в альпинистских и спасательских кругах: «Слышьте, щенки, у вас все на месте? А то я с «Ая» уезжал, когда закрывали, на Долларе, похоже, доска сошла. А с ней. вроде. - человек гуднул. Может - так. может - показалось, но заставил по всем турбазам народ пересчитать. И в посёлке тоже. Вот и к вам звоню». «Да. - отвечаем, - мы-то с утра на взводе. Ждём-с. Никто никуда дальше отрядных домиков не отходит».

рапана. Пальцы, придерживающие одеяло, — тоже в ссадинах. Тут-то до меня кое-что доходить стато. «Ты где это, друг ситный, прогуливался?» — вопрошаю. Орёл драный забормотат что-то маловразумительное. Но, слово за слово, правду всё ж выложил.

Измаявшись неопределённостью, порешил коллега мой, коли ничего не видать снизу, подняться на канатке до кафе «Ай». да где-нибудь недалеко откопать шурфик, померить, что и как накапало да изменилось в снежных слоях. Копнул, померил. И там ни то, ни сё: для защищаемых отрядом объектов не опасно, но вот за пределы трасс выезжать определённо не стоит. Надо возвращаться. Но если, как все люди, под опо-раш! — скатываешься на Чегетскую поляну. Оттуда домой - крюк. А вот через Доллар махнуть, да ближе к выкату - через Смородинный кулуар - выезжаешь

'Z - Л.,--

К вечеру погода начала устаканиваться, ветер стих, облака разошлись. Ф-фу. Беру телескоп, штатив и собираюсь пойти поглядеть, что на горе да как. Звонок... Голос начспаса: «Слушай, все везде на местах, по Доллару уже прошёлся повыше, доска сошла точно, хоть и не толстая, проскочила порядочно. Но из неё никто и ничего не торчит. Не мог же я так обмишуриться? Ты. если что. в свою подозрительную трубу увидишь, звякни в контрольно-спасательную службу, я там буду».

Напарник жил в соседнем с лабораторным домике. Думаю, позову, сходим вместе. Четыре глаза надёжнее двух. Зашёл в прихожую - никого, в углу рюкзак валяется и одна лыжа ELAN-Fiberglass стоит, то и другое - в снегу. Прохожу дальше. В спальне обнаруживаю напарничка. Лежит, укрывшись до подбородка одеялом. А физиономия — будто со стаей кошек вое ват. Вся исца

чугь не к родному крыльцу. Пусть дальше носков лыж ничего не видать — на спуске каждый куст знаком. Вот и двинул мастер спорта по альпинизму, как короче. Ясное дело, никому ничего не сказав. Что дальше было - не столько видел, сколько учуял своим спасательским чутьём чегетский начспас. Доска сошла не великая, но протащило сердешного метров четыреста. А на финише развесило со всем барахлом на берёзе. По ходу аккуратно сняв и уташив куда-то одну лыжу. Ни ушибов больших, ни переломов. Слез, болезный, с берёзки, приковылял вниз, да и притих от чужих глаз подальше под одеялом. Срам: опытный лавиншик как последний чайник влип!

Лежит, чуть не плачет. Но более не оттого, что попал в лавину, а что на лыжу попал. Надо сказать, что в те времена хорошая пара лыж покупалась, считай, на всю оставшуюся жизнь. Как изводился по ней мужик!

Сохранить инцидент в тайне — дело чести отряда. Насчёт исцарапанной физии сочинили для общества историю с чисткой крыши и падением с оной. За работу на крыше без страховки начальство влепило нашему герою выговор, даром, что именно он отвечал в отряде за ТБ.

Лыжу мы всё-таки отыскали. В июне. А к концу лета напарник сам всё рассказал за чайком начспасу. На что тот изрёк: «У Жванецкого в рассказе клопы выжили, потому что не высовывались. Он в клопах ничего не понимает: не высовывались бы - с голоду сдохли. Они высовывались, да только вовремя!»

СОН РАЗУМА

У нас весь расклад не как у людей. Если, к примеру, работы ведутся идеально - результата невидно. Всё крутится, все катаются, через некоторое время администрация района даже задумываться начинает, не продать ли земельку, что под противолавинным отрядом да под пушками, какому-нибудь достойному человеку? Что это она, кормилица, зря простаивает под этими бездельниками, - лавины-то никому не мешают! Вообше, похоже, лавины эти — страшилка ушлых пушкарей.

В один из самых серьёзных на моей памяти снегопадов, когда за три недели выпадение осадков прекращалось разве что на несколько часов, отряд наш численностью в семь голов оперативного состава держал круговую оборону в посёлке Терскол. Решением высших властей все отдыхающие были эвакуированы (убедившись в дальнейшем в эффективности нашей деятельности, более такого не предпринимали). Наша задача состояла в том, чтобы отстоять стратегически важные для района объекты. Постоянно перемешаясь с позиции на позицию, на время не только ослабляли опасность для этих самых объектов, но и обеспечивали безопасность нахождения на соседней точке размещения артустановок («позиции»), после чего переезжали на оную, и всё повторялось по кругу. Снегопад не унимался. Если чуть замедлить этот кругооборот, лавиной могло накрыть какое-нибудь звено в цепи обороны.

Чтобы не подставлять под вполне возможный лавинный удар весь немногочисленный личный состав отряда. решили так: подъезжаем, расчищаем по-быстрому орудие, ориентируем, выгружаем потребное количество снарядов, затем на позиции остаются механик и воздействующий, которые вдвоём осуществляют мероприятие. Остальные же отъезжают в безопасное место и находятся с лопатами и прочей

62