Техника - молодёжи 2009-04, страница 61Досье эрудита РУССКАЯ ХИМИЯ -РУССКОЙ ГИДРОДИНАМИКЕ В1890 г. Морское министерство выделило Менделееву на разработку пушечного бездымного пороха полтора миллиона рублей. Дмитрий Иванович сумел изготовить свой знаменитый пироколлодийный порох, истратив всего треть этой суммы. И когда стал вопрос, куда истратить оставшееся, Менделеев предложил морскому министру Н.Чихачё-ву соорудить опытовый бассейн для модельных испытаний, которые позволили бы из бежать «многих переделок и ошибок в проектировании кораблей, в уменьшении расходов на топливо судов и т.п.». Чихачёв согласился, и в конце 1891 г. вХаслар, где находился опытовый бассейн британского флота, был командирован корабельный инженер А.Грех-нёв, под руководством которого в конце 1893 г. и был построен первый в России бассейн. Первый в мире опытовый бассейн построил в 1872 г. английский инженер В.Фруд (1810-1879). Он находился в городке Торкей рядом с домом Фруда на арендованной земле. Спустя 14 лет, в 1886 г. срок аренды истёк, сооруже ние было разобрано, канал засыпан, земля возвращена владельцу в первозданном виде, а всё оборудование перевезено в новый адмиралтейский бассейн в Хасларе. Этот бассейн стал третьим в мире, так как в 1884 г. частная английская судостроительная фирма братьев Денни соорудила опытовый бассейн в Думбартоне. Следующим -первым на европейском континенте - стал опытовый бассейн итальянского флота в Специи в 1889 г., а за ним последовало сооружение бассейна в Петербурге. Таким образом, «отсталая» Россия, благодаря инициативе Д.И.Менделеева, в деле научной постановки кораблестроения опередила такие страны, как США, Германия, Франция, Австро-Венгрия. Читая классиков «ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА...» В последнее время в связи с раздуванием культа адмирала Колчака дело дошло до того, что ему стали приписывать авторство знаменитого романса «Гори, гори, моя звезда...». Но если сопоставить годы жизни Колчака и время рождения романса, то версия о его авторстве сразу же отпадает: Александр Васильевич родился в 1874 г., а первое издание романса, выпущенное московским издательством Майкова, датировано 1868 г. Создан же романс, как считают специалисты, в конце 1846 г., когда городские власти решили отметить 700-летие Москвы. К дате приурочили множество вызвавших ажиотаж творческих конкурсов. Плюс Рождество: звезда, упоминаемая в романсе, скорее всего, не как символ, а как конкретная рождественская звезда. В такой атмосфере и появился романс «Гори, гори, моя звезда». Слова написал студент Московского университета, юрист Владимир Чуевский, музыку - композитор Петр Бу-лахов. Романс не сразу стал популярным. В конкурсах он не побеждал, хотя в творческой и студенческой среде исполнялся. Но потом его забыли. А вспомнили только в годы Первой мировой благодаря аранжировке талантливого певца Владимира Сабинина, добровольца действующей армии. Сабинин сделал из романса настоящий патриотический гимн, признание в любви единственной заветной звезде - России. В 1915 г. вышла пластинка с сабинин-ской записью романса - и его запела вся страна! Стоит ли удивляться, что в 20-х советская власть списала «Звезду» в утиль как «белогвардейский». Его исполнение приравнивалось к антисоветской деятельности. Иногда Лемешев и Козловский позволяли себе рискнуть, но и они пели романс чуть ли не подпольно. - «Звезда» вернулась только в 1957 г. в американском фильме «Война и мир», - говорит исследователь истории русского романса Елена Уколо-ва. - Романс вернулся в Россию. Правда, ещё лет 30 его исполняли, не называя авторов. Но, в конце концов, исследователям удалось найти в архи вах ноты 1847 г. с указанием имён Булахова и Чуевского. Их жизнь сложилась непросто. Пётр Петрович Була-хов - автор более 80 романсов, среди которых «Колокольчики мои» и «Не пробуждай воспоминаний» - окончил дни в нищете. Пожар уничтожил его имущество. Долгие годы он был парализован. Из уважения к таланту его приютил в усадьбе Кусково граф Шереметев. Следы Владимира Чуевского, неоднократно писавшего слова для булаховских романсов, затерялись после Первой мировой. Аранжировщик Сабинин, бывший до революции одним из популярнейших исполнителей, в 20-х безуспешно искал работу, бедствовал. Говорят, кончил жизнь самоубийством. Ему предлагали эмигрировать из России, но он отказался. Рита Болотская Лексикон прописных истин САМОГО ОПТИМАЛЬНОГО НЕ БЫВАЕТ... В «Словаре русского языка» под редакцией А.Л. Евге-ньевой читаем: «Оптимальный - наиболее благоприятный, наилучший». Очевидно, в сочетании «самый оптимальный» САМЫЙ - совершенно никчёмный довесок. Подобные излишества, к сожалению, весьма популярны. Очень многие говорят и пишут не просто длиннейший (или самый длинный), а самый длиннейший, не кратчайший (или самый краткий, самый короткий), а самый кратчайший и т. п. Это, однако, вне литературной нормы. Как и самый новейший, самый нужнейший... Но что интересно: самоновейший (то есть самый новый) и самонужнейший (самый нужный) употребляются вполне правомочно. Столь же законны самый лучший и самый худший, хотя некоторая избыточность тут всё же нали цо: разве не достаточны определения лучший (или наилучший) и худший (или наихудший)? В названном Словаре фигурирует и самолучший. А самохудший? Отсутствует, конечно. Не пара своему антониму? Но почему? И почему самый лучший - в рамках грамотной речи, а самый оптимальный (тоже наилучший) - за её пределами? Таких вопросов немало. И лингвистика не всегда может ответить нам удовлетворительно. Что же остаётся нам? Не теоретизировать, а констатировать: есть и правила, и исключения. Надо знать то и другое, чтобы не попасть впросак. Лев Бобров 6VAAXOB |