Техника - молодёжи 2009-10, страница 46

Техника - молодёжи 2009-10, страница 46

Человек в экстремальной ситуации

^МЖЖ 2009 №10 ТМ

«5Тионская борьба»

для дже-нтль>№е,но&

Мориарти шёл за мной по пятам. Дойдя до конца тропинки, я остановился: дальше идти было некуда. Он не вынул никакого оружия, но бросился ко мне и обхватил меня своими длинными руками. Он знал, что его песенка спета, и хотел только одного — отомстить мне. Не выпуская друг друга, мы стояли, шатаясь, на краю обрыва. Я не знаю, известно ли это вам, но я немного знаком с приёмами японской борьбы — «баритсу», которые не раз сослужили мне хорошую службу. Я сумел увернуться от него. Он издал вопль и несколько секунд отчаянно балансировал на краю, хватаясь руками за воздух. Но всё-таки ему не удалось сохранить равновесие, и он сорвался вниз. Нагнувшись над обрывом, я ещё долго следил взглядом за тем, как он летел в пропасть. Потом он ударился о выступ скалы и погрузился в воду.

Полагаю, большинству читателей излишне напоминать произведение, в котором английский писатель Конан Дойл с такой трепетной любовью описал поединок знаменитого сыщика Шерлока Холмса и криминального гения профессора Мориарти, случившийся в 1891 г. у Рейхенбахского водопада, неподалёку от местечка Мейрин-ген, что в Швейцарии. Эти захватывающие строки, пожалуй, известны всем, но многие ли любители детективной литературы задавались вопросом, существовала когда-нибудь на самом деле японская борьба баритсу или она всего лишь плод неиссякаемого воображения уважаемого автора?

Я наверняка окажусь прав, если позволю себе предположить, что большая часть почитателей таланта сэра Артура Конан Доила, когда-либо читавших рассказ «Пустой дом», давно уверовалась в последнем. Типичный и далеко не худший пример: открываем книгу Бориса Акунина «Нефритовые чётки» и обнаруживаем следующие строки:

— Холмс блестяще владеет смертоносной японской борьбой баричу', —

Приёмы борьбы бВритсу.

В центре фотопортрет Эдвэрда Уильяма

Бартон-Райта.

Коллаже сайтаsanjuro.cocolog-nifty.com

сообщил мне Уотсон-сенсей. — Вам, мистер Сибата, она, конечно же, известна.

Нет, о смертоносной борьбе барицу мне слышать не доводилось, я даже не могу себе представить, какими иероглифами может писаться такое слово. Как мне показалось, слова доктора не доставили удовольствия его старшему другу — во всяком случае, тот поморщился.

Я не модный писатель Борис Аку-нин, но я, как он и как многие другие любители детективного жанра, долгое время не верил в су шествование баритсу. Почему не верит Акунин, мне неведомо, однако момент истины однажды посетил меня, и я с удивлением узнал, что борьба баритсу существовала в действительности.

Артур Конан Дойл позволил себе всего лишь од но-единственное художестве н н ое до пу ще н и е, упомяну в в те кете «Пустого дома», что у баритсу японские корни. Так это или нет, решать вам.

Я, в свою очередь, переложу на бумагу некоторые свои измышления...

Основоположником баритсу, как оказалось, является англичанин Эдвард Уильям Бартон-Райт, родившийся и долгое время проживший в индийском штате Бангалор.

Эдвард был третьим из шести детей в семействе Бартонов. Отец (Уильям Бартон) работал на железной дороге инженером-путейцем, мать (красавица Джорри Райт) всю свою жизнь занималась воспитанием детей и вела домашнее хозяйство. Семейство Бартонов вернулось в Англию в 1880 г.

По прибытию на родину Эдвард отбыл сначала во Францию, затем — в Германию, где обучался инженерному лелу. Окончив с отличием два престижных университета и овладев профессией инженера, Элвард сначала поступил на работу клерком при железной дороге (Англия), потом стал инженером, а чуть позже перешёл на должность инспектора. А ещё позже его, как гражданского инженера, пригласили на службу в угледобывающую компанию, и он побывал во многих уголках земного шара, включая такие страны, как Испания, Португалия и Япония,

Иногда слово «баритсу* пишется именно так. как написал его Борис Акунин (Примеч. авт.)

Юкио Тани и Садеказу Уениси, сначала партнёры, потом конкуренты Бартон-Райта

44