Техника - молодёжи 2009-11, страница 24

Техника - молодёжи 2009-11, страница 24

Из истории современности

ZOOS № 11 ТМ

Проекционный Аппарат Планетарий «Цейс 1». Иллюстрация из книги: Heinz Letsch, «Das Zeiss-Planetarium», издание 4-е. Йена. 1955

В. Бауэрсфельд неожиданно для всех предложил иной подход к задаче. Его слова сохранил нам В. Виллигер. «...Какой же счастливой была мысль доктора Бауэрсфельда, сделавшего следующее предложение: «Большая сфера должна быть неподвижна, а её внутренняя белая поверхность должна стать экраном для многих

циоиный] аппарат должен давать нам точное изображение природы, искусственный небосвод, и мы увидим, что для осуществления этого в конструктивном исполнении применены основы нашего сегодняшнего мировоззрения, доктрины Коперника». Отметим: этот подход В. Бауэрсфельда был настоящим разрывом с защищенностью конструкторов на чисто механических моделях предыдущих веков. Это был идейный прорыв в духе технического

Достижения промышленности, обогатившие стольких деловых людей, никогда бы не родились, если бы существовали только эти деловые люди и если бы впереди них не шли бескорыстные сумасброды, которые умерли бедными, никогда не думали о выгоде, но, тем не менее, вдохновлялись чем-то иным, чем своей прихотью

Анри ПУАНКАРЕ

с задачей, механически почти неразрешимой...» («Журнал Союза немецких инженеров», 1924 г.).

Об этих же трудностях рассказывает В, Виллигер в своей книге «Das Zeiss Planetarium» /Jena 1927/. «... Предложение фон Миллера после многих попыток не нашло удовлетворительного решения. И это понятно, т.к. получить точную модель природы «...» невозможно, если стремиться достичь цели с помощью неповоротливого механизма, т.е. с помощью устройства которое никогда не будет в состоянии скопировать таинственный бесшумный мировой ход Природы...»

И вдруг в марте 1919 г.

малых проекторов, размещённых в центре сферы. Взаимное положение и движение маленьких проекторов должно управляться подходящим механизмом так, чтобы создаваемая на экране картина небесных тел и видимых невооружённым глазом созвездий по положению и движению была такой, которую мы привыкли видеть в природе вне помещения»...

Приведя эти исторические слова изобретателя проекционного, или оптико-механического, планетария, В. Виллигер добавил тут же: «С Птолемеевским планетарием это устройство ничего общего не имеет, ибо [проек-

Рис. 4.

прогресса начала XX в. -эпохи зарождения фото- и киноиндустрии и разработки первых проекционных аппаратов.

Конструкторы цеха оптических инструментов, где докладывал В. Бауэрсфельд, с энтузиазмом приняли его идеи. Началась техническая разработка первого в мире оптико-механического проекционного Аппарата . Планетарий (далее: АН). И уже через три с половиной года, в октябре 1922 г., фирма «Карл Пейс» получила государственный патент № 391031, кл. 42 h, труппа 23 па «Механизм для проецирования созвездий на сферический экран». Через год был построен сам АП - позже его назовут «Цейс I» (рис. 3) - и начато строительство куполообразного здания диаметром 16 м на плоской крыше одного из заводских корпусов фирмы. В августе 1924 г. первый в мире планетарий принял зрителей (рис. 4, а также фото на первой полосе статьи).

Опять слово В. Виллитсру: «Пять лет напряжённей работы потребовалось для всех участников, чтобы осуществить идею д-ра Бауэрсфельда и создать искусственное небо, которое превзошло все ожидания, В течение этих пяти лег i ie было недостатка в скептиках, борьба вокруг искусственного неба переживалась очень близко, и было неверие в успех Однако всё это отступило перед реальностью, когда модель была сконструирована: ошеломляющее, сбивающее с толку искусственное небо глубоко переживалось в первые памятные часы. «...», Никакое описание не в состоянии передать глубокое впечатление, которое получаешь от этой небесной модели. Прошло более года с тех пор, как в этом своеобразно сконструированном тонкой работы куполе - также построенном по новой технологии, предложенной В. Бауэрсфельдом -на крыше завода «Цейс» впервые засветилось искусственное небо. С тех первых августовских дней 1924 г., когда предназначенный ;иш Немецкого музея инструмент впервые был продемонстрирован публике, до конца [января] 1926 г, около 80 ООО людей посетило искусственное небо иа заводской крыше. Возложенные на инструмент ожидания полностью исполнились...»,

В печати всего мира появились сообщения об этом чуде. Планетарий получил всемирную известность, а фирма «Карл Цейс» ■ десятки заказов на АП. Первый экземпляр «Цейс I» в 1925 г. был передан в Немецкий музей, где для него построили здание с 10-метровым куполом. А второй (и последний!) «Цейс I» занял его место в заводском планетарии.

11очему же модель «Цейс I» перестали делать? Дело в том, что она могла демонстрировать звёздное небо только одной широты, 51°, широты города Йена (и почти Мюнхена). Конечно, можно было бы делать

Первый в мире планетарий современного типа на крыше фабричного цеха. Из журнала «Popular Astronomy», 1925. v.33. №7, р.447

22