Техника - молодёжи 2010-02, страница 52

Техника - молодёжи 2010-02, страница 52

Антология таинственныых случаев

2010 № 02 ТМ

Императрица Екатерина I. Парадный портрет

Светлейший князь Александр Данилович Меншиков

Анне. Сомнительно — такие ли мысли бывают у идущего на поправку человека! Предварительно он желает подкрепиться — своего завидного аппетита он не терял во время болезни. Поданная ему разварная осетрина с гречневой кашей неожиданно производит непропорциональное действие — у Петра возникают судороги, потеря сознания, речи и парализация. Начинается мучительная агония. А в это время осмелевший Мешииков уже ревностно агитирует вельмож в пользу воцарения Екатерины. 28 января 1725 г. Петра не стало.

Отчего умер Пётр Алексеевич? Источники того времени хранят непопятное молчание или упомииают об этом вскользь. Даже в «Походном журнале» отмечено с подозрительной для такого важнейшего события краткостью: «28-го, в 6-м часу пополуночи в 1-й четверти его императорское величество Петр Великий преставился от болезни, урины запору». Вскрытие, обязательное для августейших особ из-за прогресса токсикологии, НЕ ПРОИЗВОДИЛОСЬ! С весьма странной поспешностью тело государя ранним утром следующего дня выставляют для прощания с народом.

Кому выгодно: поиск убийцы Нет ничего удивительного, что одна из частых болезней Петра Алексеевича осложнилась почечной патологией, но нельзя исключить и действия какого-то токсического вещества. Известные с древности яды, вызывающие остановку сердца, паралич дыхания и быструю смерть (белладонна, цикута, аконитин, наперстянка и др.), видимо, нужно исключить. Тактика знаменитых отравителей, таких как синьора Тоффани, маркиза де Бренвидье была более топкой: жертве давали в небольших дозах вещества, необратимо повреждающие внутренние органы, что имитировало какую-то неясную болезнь и приводило к летальному исходу. Ненужные вопросы при беспомощности тогдашней диагностики при этом не возникали.

Чаще всего в таких целях использовали безвкусные мышьяк или двухлори-стую ртуть (сулема); они очень медленно выводятся из организма, поэтому, накапливаясь постепенно в тканях, вызывают в них необратимые изменения, в том числе дистрофию ночек (нефроз). Травили таким образом венценосных особ весьма часто. Например, в костных тканях Ивана Грозного и его жены Анастасии Романовой выявлена ртуть в высоких концентрациях. Ш вед-

ский врач С. Форсхунуд методом нейтрон и о-актив ац но иного анализа обнаружил в волосах Наполеона мышьяк. Недавно российский писатель Г. Смолин с помощью физика Н. Захарова тем же методом установил наличие ртути в волосах В.А. Моцарта. В норме этих элементов в организме человека быть не должно.

Не угостили ли государя Петра Алексеевича чем-то вроде этих зелий? Но кто? И зачем?

Человек, решивший отправить Российского императора к праотцам, должен быть близким к нему лицом, а также обладать, прежде всего, огромной личной храбростью и незаурядными организаторскими способностями. Среди «птенцов гнезда Петрова таких было немало, но, безусловно, самый выдающийся из них — светлейший князь Александр Данилович Меншиков, щедро одарённый разнообразными талантами. Каковы должны были быть мотивы преступления для человека, поднявшегося из низов до князя и герцога, генерал-фельдмаршал а, адмирала, кавалера высших орденов, любимца царя и второго после него лица в Империи, сверхбогача, осыпанного золотом и всеми мыслимыми почестями? Неужели неутолённое честолюбие? Но ведь выше подняться уже невозможно. Оказывается, возможно! После смерти Петра Меншиков намеревался основать собственную династию, пытаясь женить малолетнего Петра II на своей дочери.

Но даже безудержное честолюбие не может убедительно мотивировать цареубийство: одно дело легально привить свою ветвь к генеалогическому древу Романовых, но умерщвление одного из иих — это уже совершенно другая категория. Здесь нужны очень веские аргументы, например угроза потери жизни. Оказывается, такая угроза для светлейшего существовала. Он был самым крупным в России мздоимцем и казнокрадом. Коррумпированность Але-ксашки не была тайной для царя, неоднократно увещевавшего его, вплоть до келейных поучений дубинкой. Но в этот раз Данилыч окончательно заигрался — он начал тайно переводить «излишки» бюджетных денег на свои счета в банках Лиона, Гамбурга, Амстердама. И если в старые времена царь мог попросту вернуть в казну украденное Мешликовым, то до вкладов светлейшего в зарубежных банках Петру уже было не добраться. Об этих махинациях сподвижника царю стало известно в ноябре 1724 г. Казнокрада тут же заключили под домашний арест.

50