Техника - молодёжи 2010-04, страница 50

Техника - молодёжи 2010-04, страница 50

Загадки забытых цивилизаций

■ 2010 N?t>4 ТМ

Убийство в Гилве.

Скифский детектив

Середина VI в. до н.э. В приазовских степях было совершено преступление: скифский царь Савлий убил стрелой старшего брата, царевича Анахарсиса, вернувшегося из Эллады после тридцати лет отсутствия. Не будь этого братоубийства, возможно, история Скифии была бы иной...

Человек в скифском плаще

«...нет ни одного племени у Понта, которое бы выделялось мудростью, и мы не знаем ни одного учёного мужа, кроме скифского племени и Анахарсиса», — писал Геродот. Почитая Анахарсиса за обширный ум, треки причисляли ею к семи мудрецам, из столетия в столетие передавали рассказы о его путешествиях и беседах, переписывали и хранили в библиотеках свитки с изречениями и письмами. Античные писатели оставили о мудром скифе так много разнообразных биографический сведений, что, сопоставляя их, возможно даже более или менее точно установить дату его рождения: около 625 г, до н. э.

Прадед Анахарсиса и его брата-убийцы Савлия носил имя Спаргапиф и был родоначальником скифских царей. Царём был и их дед Лик, и отец Гнур. Согласно изысканиям историков, Гнур правил во второй половине VII — начале VI в. до н.э. в Нижнем Побужье и Нижнем Поднепровье, поэтому можно предположить, что Анахарсис родился на скифских землях, прилегающих к Борисфену — Днепру.

«Эта река, — писал Геродот, — как я думаю, не только из скифских рек наиболее щедро наделена благами, но и среди прочих рек, кроме египетского Нила (с Нилом ведь не сравнится ни одна река). Тем не менее из остальных рек Борисфен — самая прибыльная река: по берегам её простираются прекрасные тучные пастбища для скота; в ней водится в больших количествах наилучшая рыба; вода приятна на вкус для питья и прозрачна (по сравнению с водой других мутных рек Скифии). Посевы вдоль берегов Ьорисфена превосходны, а там, где земля не засеяна,

расстилается высокая трава. В устье Ьорисфена само собой оседает несметное количество соли. В реке водятся огромные бескостные рыбы под названием «антакей» и есть много других диковин. С севера течение Борисфена известно на расстоянии сорока дней плавания от моря до земли Герра. Однако никто не может сказать, через области каких племён течёт эта река дальше на север. До страны скифов-земледельцев она, очевидно, протекает по пустынной местности. Ведь скифы эти живут по берегам реки на десять дней плавания. Это — единственная река, да ещё Нил, истоков которой я не могу указать (да, как думается мне, и никто из эллинов). Близ моря Борис-фен — уже мощная река. Здесь к нему присоединяется Гипанис, впадающий в один и тот же лиман. Клинообразная полоса земли между этими реками называется мысом Гипнолая».

Скифы, поражавшие современников могуществом и силой, впервые заявили о себе на мировой арене лишь в VII в, до н.э. Однако столетие спустя, ко времени Анахарсиса, Скифия уже занимала обширную территорию: часть современной Румынии, Приднепровье, Крым, а жизнь скифов-кочевников, к которым принадлежал его род, во многом изменилась, Скифия вошла в орбиту европейских народов, принимая активное участие в важнейших исторических событиях той поры, происходящих на огромных пространствах от Северного Причерноморья до Ближнего Востока. Они осваивали Кавказские горы, им приписывают даже первенство в названии Кавказских гор, что означает «белоснежные». Скифские воины предпринимали походы в Среднюю Азию;

Геррит ван Хонхорст «Солон и Крез», 1624, Гамбург, Кунстхалле Солон — Крезу. «Я счастлив твоим добрым расположением ко мне; и, клянусь Афиною, нв будь мне дороже всего жить под народовластием, я охотнее принял бы кров в твоём дворце, чем в Афинах, где насильственно властвует Писистрат. Однако житьё мне милее там, где для всех законы равные и справедливые. Всё же и еду к тебе, готовый стать твоим гостем». Диоген Лазрдий. О жизни, учениях vi изречениях знаменитых философов

Фукидид (IV в. до н.э.) утверждал, что по военной силе и количеству войск с ними не могли сравниться никакие царства. Позже именно скифский военный опыт будет перенят Чингисханом.

О скифском быте можно судить на основании свидетельства знаменитого греческого врача V в. до н.э. Гиппократа; «Называются они кочевниками потому, что у них нет домов, а живут они в кибитках, из которых наименьшие бывают четырёхколёсные, а другие — шесги-колёсные; они кругом закрыты войлоками и устроены подобно домам, одни с двумя, другие с тремя отделениями; они не-проницаемы ни для воды, ни для света, ни для ветров. В эти повозки запрягают по две и по три пары безрогих волов... В таких кибитках помешаются женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях; за ними следуют их стада овец и коров и табуны лошадей. На одном месте они остаются столько времени, пока хватает травы для стад, а когда её не хватит, переходят в другую местность».

Успехи Великой Скифии, торговля и культурный обмен со многими странами, знакомство с жизнью других народов порождали потребность в новом знании, и потому пет ничего удивительного в решении царя Гнура отправить одного из своих сыновей «в ученье к эллинам». Почему выбор пал именно на Анахарсиса, неизвестно. Хотя, основываясь на его достижениях в Греции,

48

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Другой 1стве

Близкие к этой страницы