Техника - молодёжи 2010-04, страница 51можно предположить, что скифский царевич с детства обладал более острым умом, чем брат. Диоген Лаэрций также ссылается на то, что Анахарсис «по матери был эллином», но в других источниках подтверждения этому нет. Оживленная торговля с античными городами Малой Азии и Греции, тесное общение с греками как «дома», в Северном Причерноморье, где к этому времени были основаны процветающие греческие колонии, так и в самой Аттике, где часто бывали скифы, способствовало довольно сильному влиянию греческой культуры на скифскую. К тому же греки оказали неоценимую ^информационную поддержку» бесписьменным соседям, записав и сохранив скифскис мифы и легенды. Правда, передавая легенду о том, «откуда есть понгло племя скифское», по свойственной им привычке во всё вносить идеологию панэллинизма, греки превратили родоначальника скифов 'Гаргитая в своего героя Геракла, сделав ею сыном Зевса и полудевы-полузмеи, дочери реки Борисфен... Ссылаясь на рассказы скифов, Геродот писал, чтоуТаргитая было троесыновей — Липоксаис, Арпоксаис и Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: илуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, какзолото запылало. Приблизился второй браг, и опять золото объяло пламя. И лишь третий брат, Колаксаис, смог получить заветные реликвии. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. «Так вот, от Липок-саиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и трасписв, а от младшего из братьев — царя — племя па-ралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами». Прямодушные, бесхитростные дети степей всегда были глубоко симпатичны грекам, проявлявшим любопытство ко всему скифскому, а скифским стрелковым делом они так искренне восхищались, что тут же окружили его мифами, опять же — с греческим акцентом, — возвеличивая своего бесконечно любимого Геракла, который якобы и принёс в Скифию свой лук и завещал его младшему из трёх сыновей. Лишь изредка признавалось, что дело было иначе, и это скиф по имени Тсвтар обучил Геракла стрельбе из скифского лука. Ну, хоть изредка. В чужих пределах бесценным источником сведений об Анахарсисе является трактат Диогена Лаэрция. И сколько бы современные учёные не критиковали греческого док-сографа за пересказывание нелепых анекдотов из жизни философов, этот единственный дошедший до нас сводный труд античной эпохи частенько крепко выручает историков. Как сообщает незаменимый Диоген Лаэрций, Анахарсис в Афины прибыл в 48-ю Олимпиаду, в архонтство Евкра-та (в 589 г. до н.э.). По прибытии явился к дому Солона, великого законодателя, поэта и философа, и «велел одному из рабов передать, что к хозяину пришёл Анахарсис, чтобы его видеть и стать, если можно, его другом и гостем. Услышав такое, Солон велел рабу передать, что друзей обычно заводят у себя на родине. Но Анахарсис тотчас нашёлся и сказал, что Солон как раз у себя на родине, так почему бы ему Не завести друга? И поражённый его находчивостью, Солон впустил его и стал ему лучшим другом». Судьбы Солона и Анахарсиса оказались схожи — и у грека, и у скифа она сложилась трагично. Горожане, поклонявшиеся Солону и избравшие его архонтом Афин, признали затем сумасшедшим и заставили доживать жизнь в изгнании на Кипре. Анахарсис же погиб от руки брата. Но это случится позже. Когда в двери дома Солона постучался человек в скифском плаще, афинянин был на пике славы и на долгие годы стал Апа-харсису учителем и близким другом, а их частые и долгие беседы и многие столетия спустя служили источником, в котором черпали вдохновение греческие писатели. Наиболее подробно разговоры Солона н Анахарсиса описаны в цикле рассказов замечательного греческого сатирика Лукиана {ок. 125 г. н.э. — ок. 190 г. н.э.) «Анахарсис, или о гимнасиях», где среди прочих приводится и такая беседа: «Солон: Совершенно естественно, Анахарсис, что такого же рода занятия (гимнастические) кажутся тебе чужды- Царь скифов Скилур, II е. до н.э. Реконструкция м.М. Герасимова, создана в 1946 г. При раскопках Неаполиса Скифского а Крыму был обнаружен мавзолей, датируемый М а. до н.э. Просторная гробница из бель» известняковых плит, остатки богатой одежды, шлвм с серебряной инкрустацией, большое количество золотых украшений, мечи с золотыми и серебряными рукоятками, колчан, украшенный золотыми пластинами, найденные вместе со скелетом мужчины, свидетельствовали о том, что это погребение знатного скифа. Изучение останков показало, что они принадлежали крепкому человеку европеоидного антропологического типа, умершего в возрасте не более 40-45 лет. Когда для придания большей достоверности реконструкции неизвестного воина ему была сделана скифская причёска с длинными волосами и борода, то выявилось явное портретное сходство с изображённым на монетах и барельефах царём Скилуром. По историческим сведениям Скилур погиб в сражении с войсками даря Митридата Понтийского. На изображениях хорошо заметна характерная деформация головы. Царские скифы перевязывали голову младенцам, чтобы она приобрела вытянутую, «аристократическую» форму vww.technlcarnolodezH. ги 49 |