Техника - молодёжи 2010-04, страница 53

Техника - молодёжи 2010-04, страница 53

В годы, проведённые в Греции, Анахарсис много путешествовал, побывал в Лесбосе, Фивах, Коринфе, Фокиде, Беотии, Сицилии, Египте, Персии. Ди-одор Сицилийский в I в. до н.э. считал, что именно Анахарсис возглавлял посольство философов к царю Крезу, последнему правителю Древней Лидии, самой сильной тогда державы в Малой Азии, союза с которой добивались даже правители таких великих царств, как Египет и Вавилон. Понятно, дружбы с Лидией искали и Афины, отправив туда самых мудрых своих граждан, среди которых были прославлен hi,ie Би-ант, Солон, Пи гтак и Анахарсис.

Первым же для беседы с лидийским царем был избран Анахарсис.

— Какое же из живых существ храбрейшее? — спросил его лидийский царь.

— Самое дикое, — ответил тот, — ибо только оно мужественно умирает за свою свободу

— А какое из существ справедливейшее?

— Самое дикое. Только оно живет по природе, а не но законам, установленным человеком. Справедливее пользоваться тем, что открыто богом, а не людьми.

Так не зверь ли самое мудрейшее существо?!

— Этотак, —согласился скиф. — Предпочтение истины природной истине закона проверяет всё живое на мудрость.

Крез посчитал такие ответы результатом скифского «звероподобного воспитания». Но высказывания Анахарсиса фактически были одним из выражений принципов стоической философии, приверженность к которой ещё не раз прозвучит у него.

Особенно греки ценили «скифское красноречие» Анахарсиса. Как пишет Диоген Лаэрций: «В свободоречии своём он был таков, что это от него пошла поговорка «говорить, как скиф». А о том, что в Элладе были популярны скифские пословицы, сохранилось множество свидетельств и у других античных авторов.

Б Афинах в VI до н.э. обосновалось немало скифов. Как великий лекарь и мудрец прославился в Элладе скиф Токсарсис. Во время чумы он посоветовал горожанам поливать улицы прокисшим вином, чем спас Афины от эпидемии. За это греки объявили

Токсарсиса потомком Асклепия — бога врачевания, удостоили его звания героя, установили после смерти на могиле обелиск и, как великому врачу, даже приносили ему жертвы,

Лукиан, сообщая о первых шагах Анахарсиса в Афинах, в рассказе «Скиф или гость» говорит о встрече Анахарсиса с Токсарисом: «Токсарис был еще жим, когда Анахарсис, только что высадившись, шёл в Афины из Пирея. Как иностранец и Варвар он испытывал сильное смущение, не зная, что с собой делать. Оп не находил никого, кто бы знал его язык, и вообще уже раскаивался в своём путешествии и решил, только взглянув па Афины, немедленно отправиться обратно. При таком настроении встречается с ним, поистине как добрый гений, Токсарис уже в Керамике. Сначала его привлекла одежда его родины, а затем ему уже было нетрудно узнать и самого Анахарсиса, происходившего из знатнейшего скифского рода...»

Дошли до нас и предания о скифском жреце Аба рисе, приезжавшем к Пифагору для беседы «о промысле богов, о небесных явлениях и земных переменах», который умел совершать очищения, изгонять моровые болезни из городов, точно предсказывать землетрясения, успокаивать ветры и усмирять морские волнения. О нём писали древнегреческий поэт Пиндар (522-442 it. до н.э.), софист Гимерий (315-386 гг. и. у.), фи л ософ Геракл и д П о н-тийский (388-310 гг, до н.э.). Б схолиях к «Государству» Платона есть замечание, что «Пифагор, между прочим, слушал гиперборея Абариса и мага Зарата».

По словам великого географа и историка Страбона, «Анахарсис, Абарис и некоторые другие скифы, им подобные, пользовались большой славой среди эллинов, ибо они обнаруживали характерные черты своего племени: любезность, простоту, справедливость».

Три грозди винограда

Мудрецы времён Анахарсиса и символизировали тот рубеж философии, когда она существовала ещё на грани народной мудрости, щедро черпая из этого мощного источника весёлое остроумие. Впрочем, философия во времена мудрого скифа Анахарсиса ещё и названия не имела, а философы

представляли собой бродячих умников, этаких вагантов античности, которые перебирались из города в город, наслаждались жизнью н судили метко, остроумно обо всём, что видели.

Никаких записей опи, понятно, не вели, всё, что мы знаем о них или их высказываниях, известно из более поздних античных источников. При этом имя остроумна со временем становилось чем-то вроде фирменного знака, и его авторитетом узаконивалась любая остроумная мысль. Анахарсиса, например, частенько цитировали Сократ, Платон и Аристотель. И хотя современные исследователи считают, что не все меткие выражения, приписываемые Анахарсису, принадлежат скифскому мудрецу, но как же хорошо сказано: «Виноградная лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения»; «Первая чаша принадлежит жажде, вторая — веселью, третья — наслаждению, четвёртая — безумию»; «Злой человек похож на уголь: если не жжёт, то чернит тебя».

У;!пав, что корабельные доски имеют толщину в четыре пальца, Анахарсис сказал, что моряки плывут па четыре пальца от смерти. На вопрос о том, какие корабли безопаснее, он ответил: «вытащенные на nepers-. На вопрос, кого больше, живых или мёртвых, он переспросил: «а кем считать плывущих?»

Диоген в своём сочинении пишет, что Анахарсис выразил удивление тому, что у эллипов состязаются художники, а судят их не художники. Порицаемый аттическим гражданином за своё скифское происхождение, он сказал: «Мне позор — моё отечество, а ты — своему отечеству». На вопрос, что у людей хорошо и дурно, он сказал: «Язык». Площадь он называл местом, определённым для взаимного обмана и корыстолюбия. Оскорблённый юношей на пиршестве, ОН сказал: «Юноша, если ты в молодости не переносишь вина, то в старости будешь пить воду».

Об остроумных ответах Анахарсиса рассказывает также и Плутарх. В его «Сравнительных жизнсописаииях» скифский мудрец фигурирует в двух сюжетах. В первом — он якобы беседует с сыном бога Гефеста Ардалом, который считался изобретателем флейты, а во втором — с баснописцем Эзопом.

Ардал, обратившись к Ангосарсису, спросил, есть ли у скифов флейтистки?

www.technicamolodezhi.ru

51

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Барбэт
  2. Олимпийский маг техника молодежи

Близкие к этой страницы