Техника - молодёжи 2010-04, страница 54Загадки забытых цивилизаций 2010 №04 ТМ Тот сказал, что ист даже лоз. «Но боги же есть у скифов?» — спросил Ардал с иронией. «Конечно, — ответил мудрец, — но понимающие человеческий язык; не так, как эллины, думающие, что они говорят лучше скифов, и полагающие, что боги с большим удовольствием слушают костяные и деревянные инструменты...» На замечание Эзопа, что у Анахарсиса нет дома, и «он даже гордится тем, что он бездомный и живёт на повозке подобно тому, как о солнце говорят, что оно странствует на колеснице, посещая то одну, то другую сторону неба», мудрый скиф возразил, что «поэтому-то оно единственное из богов свободно, самостоятельно и властвует над всем». Скифское мироощущение звучит во многих афоризмах Анахарсиса. Как истинный сын степей, воспитанный для жизни в гармонии с природой, Анахарсис считал, что истина природы выше истины законов и воли властителей — и в том основной признак мудрости. Законы же, по его мнению, «слабее и тоньше паутины», а богатство преходяще и враждебно свободе. В пример он приводил скифский образ жизни: «Мы все владеем всей землёй. То, что она даёт добровольно, мы берём, а что скрывает, оставляем; защищая стада от диких зверей, мы берём взамен молоко и сыр; оружие имеем мы не против других, а для собственной защиты». Античная литературная традиция донесла до пас десять писем, принадлежащих якобы Апахарсису и содержащих интересные сведения о Скифии, нравах и обычаях скифов. В одном из писем «к афинянам» читаем следующее: «Вы смеёт есь над моим языком за то, что ОН не отчётливо выговаривает греческие буквы, Анахарсис неправильно говорит среди афинян, а афиняне -среди скифов. Не языком отличаются люди от людей и приобретают славу, а мыслями. Скифы не порицают речи, которая выясняет должное, и не хвалят ту, которая не достигает цели. Речь не бывает дурш^ когда прекрасные мысли и дела следуют за речами. Скифы считают речь дурной, когда бывают дурны помыслы...» В другом письме, озаглавленном «К Медоку», говорится: «Зависть и страх суть великие доказательства низкой души: за завистью следует печаль от благополучия друзей и сограждан, а за страхом — надежды на пустые слова. Скифы не одобряют таких людей, по радуются чужому благополучию и стремятся к тому, чего им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и прочие пагубные страсти они изгоняют» Вписьме«КАнно1гу» изложены принципы неприхотливой жизни: «Мне одеянием служит скифский плащ, обувью кожа моих ног, ложем — вся земля, обедом и завтраком — молоко, сыр и жареное мясо, питьем — вода...» В письме, которое называется «К царскому сыну», автор рассуждает о внутренней свободе человека. «У тебя флейты и кошельки, а у меня стрелы и лук. Поэтому, естественно, ты раб, а я свободен, у тебя много врагов, а у меня ни одного. Если же ты захочешь, отбросив серебро, НОСИТЬ лук и колчан и жить со скифами, то и у тебя будет то же самое>>. Роковой обет По поводу убийства Анахарсиса Геродот сообщает; «На обратном пути в скифские пределы ему пришлось, плывя через Геллеспонт, пристать к Кизику. Кизикенцы в это время как раз торжественно справляли праздник Матери Богов. Анахарсис дал богине такой обет: если он возвратится домой здравым и невредимым, то принесёт ей жертву по обряду, какой он видел у ки-зикенцев, и учредит в сё честь всенощное празднество. Вернувшись в Скифию, Анахарсис тайно отправился в так называемую Ги-лею (эта местность лежит у Ахиллесова ристалища и вся покрыта густым лесом разной породы деревьев). Так вот, Анахарсис отправился туда и совершил полностью обряд празднества, как ему пришлось видеть в Кизике. При этом Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини и бил в тимпаны. Какой-то скиф подглядел за совершением этих обрядов и донёс царю Савлию. Царь сам прибт.тл на место и, как только увидел, что Анахарсис справляет этот праздник, убил его стрелой из лука». Смерть скифского философа исследователи относят к 550-535 гг. до н.э. Случилось это, как полагают современные историки, в Приазовье. Действительно ли существовало на скифской территории место, названное в честь греческого героя «Ахиллесово ристалище», доподлинно неизвестно. С одной стороны явно греческое название места смущает, с другой — объясняется всё логично: и Геродот, и другие путешествующие т реки нередко давали местам, в которых побывали, свои названия, часто связанные с любимыми гомеровскими героями. С Гилеей греки связывают миф о происхождении скифов и Скифии. Геродот па этот счёт приводит сразу две легенды. В одной из них говорится, что Геракл, находясь в Скифии, встретил в пещере земли Гилея женщину, нижняя часть которой была змеиной. От их супружества родились три сына — Ага-фирс, Гелон и Скиф, к которому восходит и род Анахарсиса. Несомненно лишь одно — в Гилее, где он был убит, располагался один из сакральных центров Скифии, где отправлялись важные религиозные и государственные обряды. У скифов, как и сарматов, славян, угро-фипнов и некоторых других народов было распространено почитание природных «священных мест»: рощ, источников, озёр, рек. Мотивом убийства Геродот называет то, что скифы «старательно избегают пользоваться обычаями других пародов». Вслед за ним современные толкователи также считают, что Анахарсис Изображение скифа, найденное в Бамкане, провинции в центре Афганистана. На этих землях в середине Л в. до н.э. возникло Индо-скифское царство, основанное восточной ветвью кочевых скифов - саками. На изображении хорошо узнаваема скифская шапка-башлык, хорошо известная еще по изображениям скифов в греческой торевтике и вазовой живописи |