Техника - молодёжи 2010-04, страница 55

Техника - молодёжи 2010-04, страница 55

П у ТЕШЕСТТПЕ

МЛАДШАГО

АНАХАРСИСА

П 0 Г РЕЦ1И,

еЪ цолонпгЬ 4tiireepiDiTi> rtii до

РиздСС П15Д XpjlCIDOll,

1

И*р*ид«ио cb фр»*ву»егаго

Няпер1шорс£йй Pocel&tKOfr ЛхзлснТя

Член ОцЪ

ГрафоиЪ Д[|митр1СмЪ ИятоаичохЪ

ХвостовыыЪ,

в омою Амдогэыо вдладо.

томь TfBTii},

ВЪ CARHliETfc.l>J>yprit

' ''i

Л 'ГнвадрафТп Паш Глаяуквм*

iSo^ тоfit.

L V i-i'. ■ • •' ' Ш

Титульный лист русского издания жизнеописания и изречений Анахарсиса

Титульный лист русского издания жизнеописания и изречений Анахарсиса

был убит но религиозным мотивам, что подтверждается не только участью мудреца, но и убийством скифского царя Скила, тайно принявшего посвящение в таинства греческого бога Диониса и также казненного в V в, до н.э. по приказу родного брата.

Провинность Анахарсиса состояла в том, что он устроил праздник, посвященный малоазиатской богине Кибеле, а вышло, что сильнее её оказалась Та-би ги, скифская богиня огня и домашнего очага.

Возможно, скифам и была свойственна нелюбовь к иностранным обычаям, но, думается, поклонение чужой богине было лишь поводом, тогда как истиной причиной был обычный делёж власти. Вряд ли скифы были исключением в языческом мире, в котором к чужим божествам относились терпимо. К тому же, они куда большее значение придавали ритуалу военной клятвы, чем религиозному обряду, и не имели даже жреческого сословия — роль жрецов выполняли главы семей. Нет фактов, говорящих и о том, что в религиозное сознание скифов были внедрены какие-либо серьёзные запреты и ограничения. Не была свойственна скифам и ксенофобия. Они никогда не были изолированным народом, ездили в разные страны по торговым и иным делам, помогали соседям в войнах, позднее скифские наемники высоко ценились в войсках Александра Македонского, римских, византийских. В XII в. н.э. потомки степных скифов в составе не

скольких полков были направлены во Францию киевскими князьями, чтобы посадить на трон короля.

Довольно распространены были среди скифов браки с невестами из соседних государств. Известно, что Шпако, сестра Ишпакая, предводителя скифов в походах в Азию, была женой киммерийского царя Теушпы, основавшего в 668 г, до н.э. династию Ахеменидов в Персии. От их брака родился будущий царь персов Кир I. Предводитель скифов Партатуа, пришедший к власти после смерти Ишпакая в 673 г. до н.э., вступил в союз с Ассирией и взял в жёны ассирийскую царевну. Его сын Мадия (Мадиеса) в 653 г. стал скифским царём. Скифский царь Аргот был супругом боспорской царицы Камасса-рии. Па дочь царя скифов Антира положил глаз персидский царь Дарий I, пожелавший взять сё в жёны.

Скорее всего, участь скифского царевича была предрешена ещё до того, как он появился в своём отечестве.... Савлий опасался, что тот захватит власть, на которую он как ст арший сын царя вполне мог заявить свои права. И неважно, что сам Анахарсис говорил: «Золота мне не нужно, довольно мне воротиться в Скифию, став лучше, чем я был», мог ли знать младший браг, что науме у старшего? Не задумает ли Анахарсис, напитавшийся чужим эллинским духом, изменять жизнь скифов, внедрять чужие традиции и строить на вольных скифских степях в честь чужих богов пышные храмы, вроде тех, которые возводили греки в Элладе и своих причерноморских колониях?

Успехи кочевого и земледельческого хозяйства, торговля и культурный обмен со многими странами не низводили традиционные скифские ценности, но, вполне резонно предположить, что реальная жизнь задавала сложные вопросы о личной судьбе и роли человека в обществе, о предназначении своего народа и месте своей страны в огромном и многообразном мире.

Выражаясь современным языком, Скифия уже нуждалась в своём Петре I, т.е. просвещённом правителе, и у царевича Анахарсиса были все основания возглавить скифский народ. Он был на голову выше брата, получил прекрасное образование, много повидал в путешествиях в разные страны,

был знаком с лучшими достижениями античной культуры и выдающимися людьми Греции и Малой Азии. Не в его пользу в глазах младшего брата была слава и авторитет у греков, основавших свои колонии на территориях Северного Причерноморья, которые скифы считали своими. Можно предположить и то, что его суждения снискали ему популярность уважение и у земляков. Но единственный скифский философ, которого даже греки считали великим мудрецом, погиб до того, как его влияние успело проявить себя среди его народа. А скифы, принадлежностью к которым он всегда гордился, отвергли его, предав забвению даже имя.

Послесловие

В конце IV в, до н.э. настали тяжёлые времена. Скифы потерпели поражениеот правителя Фракии Лисимаха. С запада скифов теснили фракийцы и кельтские племена i-алатов. С востока — сарматы, кочевавшие на степных просторах Поволжья и южного Приуралья. Во времена Анахарсиса соседи — скифы и сарматы — жили ещё мирно, были союзниками в войнах и партнёрами в торговых делах.

Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через сарматские земли. В войне с персами сарматы были надёжными союзниками скифов. Известно, что сарматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Отдельные группы сарматов поселялись на территории Европейской Скифии,

В III в, до н.э. дружественные отношении сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. И вскоре сопротивление скифов было сломлено, и сарматы установили в Скифии своё господство. По преданию, сохранившемуся всочинениях древнеримскою писателя Полнена, власть в Скифии перешла к сарматской царице Амаге.

Территория, подвластная скифским царям, теперь ограничивалась нижним течением Днепра и крымскими степями. Остальная часть Скифии была опустошена завоевателями. Скифия стала называться Сарматией.

Однако история, которую часто упрекают в несправедливости, столь же часто бывает и справедливой и помнит великого скифа Анахарсиса. 03

Татьяна СОЛОВЬЁВА

www. technicamolodezhi.oj И