Техника - молодёжи 2010-06, страница 53МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ Иногда фотографам приходилось прибегать к разным ухищрениям для того, чтобы достигнуть максимальной точности образованного людьми изображения. Например, для создания эмблемы 11-й дивизии Лафайет в 1918 г. фотограф Моррисон был вынужден выложить слова «U.S.A. ELEVENTH DIVISION» шапками солдат, потому что слишком крупные люди искажали передний план. Сам Моул был тоже не чужд воображения. 10 декабря 1918 г, он делал фотографию тренировочного центра пулемётчиков в виде их эмблемы. Особенностью инсталляции был её белый фон: картина делалась на снегу. Моул задействовал 22,5 тыс, солдат, несколько сотен из которых вынуждены были лежать для сохранения перспективы. А там, где линии эмблемы были совсем тонкими, Моул установил не людей, а пулемёты. Полулежали люди и на «снежной» инсталляции в виде Дядюшки Сэма (19 января 1919 г.): таким образом Моул изобразил клиновидную бородку американского идола. ГОСЗАКАЗ НА ПАТРИОТИЗМ Нельзя сказать, что Первая мировая война серьёзно затронула Соединённые Штаты. Но даже эфемерная возможность вступления и войну тут же «поставила на уши» идеологический отдел армии США. Призывные плакаты, выступления, фразы об американском единстве - всё это шло в ход. Вот тогда-то и вспомнили о работах Артура Моула, который спокойно жил в Сионе, делая заказные фотографии. Собственно, картины из людей Моул делал и в свой «гражданский» период. Но они не сохранились. Или, по крайней мерс, нам не удалось найти фотографии Моула, сделанные до 1917 г. Только упоминания о том, что они были. Это логично: вряд ли правительство просто так обратило внимание на какого-то безвестного фотографа. Государственный заказ на патриотические массовки Моул принял с радостью. Это сулило немалые прибыли, полную свободу творчества и такое количество статистов, какое мастеру раньше и не снилось. И Моул приступил к работе. 241-й СПРАВА Процесс создания массовых патриотических снимков, которые сам Моул называл «живой фотографией», происходил следующим образом, Моул и Томас приезжали в часть, которая предоставлялась им для очередного опыта. Затем они выбирали близлежащее поле (в самом деле, не тащить же 20 тыс. солдат в дальние края) и начинали планировать фото. Процесс построения солдат занимал около часа, предварительная же подготовка - не менее педели. Первым делом строилась (силами солдат) башня, откуда должна была вестись съёмка. Высоты башен в раз-пых ситуациях колебалась от 15 до 30 м. Перспектива тут учитывалась примерно: точные расчёты делались уже после постройки башни. Затем Моул поднимался на башню, а Томас, командовал целой толпой помощников, которые размечали территорию. Общение между партнёрами велось при помощи условленного языка жестов (они смотрели друг на друга в бинокли) и мегафона, Впрочем, мегафон спасал далеко не всегда, особенно когда дистанция превышала несколько миль. Ко дню съёмки территория была размечена. Один участок предназначался для людей в зелёном, другой - для людей в чёрном, третий - в белом, па четвёртом устанавливались пулемёты, а на пятом укладывались вспомогательные предметы. Каждая зона ограничивалась верёвочными перегородками. Количество солдат, необходимых для съёмки, выяснялось по ходу действия (хотя изначальная прикидка, конечно, делалась). Наконец, наступал «день икс». Моул поднимался на башню, а Томас руководил построением. Точнее, руководил командир части по указаниям Томаса. Именно поэтому на всех фотографиях обязательно указано имя командира как полноправного соучастника процесса фотографирования. Для съёмки Моул использовал Юджин Голдбек. Гавайская дивизия США Моррисон. Эмблема 11-й дивизии 51 |