Техника - молодёжи 2010-10, страница 50

Техника - молодёжи 2010-10, страница 50

Юбилеи

I 2010 №10 ТМ

— С криком «Эврика!» Архимед голый выпрыгнул из ванны и побежал по земле Древней Греции. Между прочим — понимаемый и уважаемый своими соотечественниками,— говорит Сагаков.— Я более 15 лет бегаю по телевизионным каналам, выставкам и журналам. Меня иногда пытаются раздеть, правда,не физически, как Архимеда —до гола, а морально, выуживая из меня что-нибудь жареное или уж хотя бы дурашливое.

Технические сказки в эпоху завхозов

Так, несколько обидчиво. Стае комментирует свои отношения последних лет с масс-медиа. Хотя, надо признаться, он сам часто даст повод к весёлым шуткам на свой счёт: то расскажет телевизионщикам о последнем изобретении, сидя в проруби, то придумает, как запустить Ксюшу Собчак в космос в катапультном кресле.

Но это всё, так — «цветочки» в обрамлении картины. На основном же полотне Сагаков давно выращивает «ягодки» - изобретения самых разнообразных сортов: от самой маленькой в мире «полевой?' печки и вибровоблера до карманного огнемёта и ракетоплана с мультикрылом.

На всё, разумеется, взяты патенты. Стае печёт их, как пирожки, обклеивая потом красивой гербовой бумагой потолок. Для пего это, как спорт — ведь права на изобретения отписаны в патентах на имя первого «интересанта». Па сагаковское ягодное поле засматриваются многие, но собирать ягодки в денежное лукошко не спешат. Другие идеи Стаса беззастенчиво тырят.

В конце 80-х,- рассказывает Сагаков,— соответственно политическому моменту, я сделал пушку, которая стреляла мыльными пузырями. Один вариант её был в виде головы Горбачёва: открывает рот — а оттуда летят пузыри. I [оказывал эту игрушку я многим, все смеялись, А спустя 15 лет деловитые китайцы завалили мировой рынок мыльными «пистолетами», механизм которых, что называется «один в один»...

Другая хрестоматийная история произошла с походным мини-кипятильником Сагакова, В начале 90-х он так заинтересовал им шведов-фирмачей, что те повезли его к себе па родину, поили шведской водкой и угощали большими перспективами. Кипятильник Стае им, конечно, оставил — для изучения вопроса. После этого шведы, разумеется, пропали, а через пару лет знакомые увидели сагаковский кипятильник во Франции — в магазине туристических принадлежностей.

Шуи лопух!»—скажут иные. И будут не правы. Стае — не лопух, он — чело

век. Причём, человек изобретающий — homo inventikus. Да, романтик, не Эдисон, не хваткий делец. Но что мы будем делать, когда такие у нас повыведутся?!

В детстве ему прочили карьеру оперного певца. Голосище у Стаса — до сих пор не спутаешь, к тому же наследственность — родной дядя пел в опере, Но однажды юный певец, придя из школы, увидел шедший по телевизору фильм «Гиперболоид инженера Гарина». С тех пор он просто «заболел» наукой и техникой. Любимым предметом стали физика и математика, а любимым журналом «Техника — молодёжи». Его модели самолётов и ракет сворачивали порой на балкон к соседям, но он шёл прямой дорогой тогдашних романтиков науки. Сходу сдал экзамены и потом блестяще закончил МИФИ, пришёл на «ящик» как специалист-лазерщик.

Более десятка закрытых авторских свидетельств получил начинающий учёный за работу над зеркальными резонаторами для мощных лазеров. Ему удалось совершить маленькую революцию, создав полностью наполненный пучок. А вот дальше громогласный Стае проявил глупую в глазах коллег строптивость, отказавшись взять в соавторы пронырливого парторга. В итоге, из конторы пришлось уйти. А вскоре большую советскую лазерную науку «успешно» похоронили. Кстати, не без помощи вышеупомянутого парторга (разом ставшего западофилом) и ему подобных.

Ещё в институте Сагаков «заразился» горными лыжами, избрав своим коньком «фристайл». Артистичный и анархичный с виду, но глубоко просчитанный внутри каскад пируэтов над слепящей снежной белизной — это и есть натура Стаса. Кстати, однажды свою пассию со сломанной ногой Стае спустил с Эльбруса на собственных руках и лыжах. Позже эта натура проявилась также в энергичном спининго-вании па Ахтубс, При этом в любом начинании, которое он затевает, в любом предмете, на который падает его глаз, Сагаков непременно что-то улучшает, придумывает новое. Так, для рыбалки

48