Техника - молодёжи 2010-10, страница 52

Техника - молодёжи 2010-10, страница 52

ИСТОРИЯ ОДНОГО «ДУХОЖИМА»

Кого только не было среди изобретателей субмарин. Как писал в 1905 г. историк подводных лодок Н.И.Адамович, среди этих людей можно встретить директора департамента и химика, ветеринара и адвоката, учителя чистописания и столяра. Одну из самых первых и самых крупных отечественных субмарин разработал и построил художник и фотограф Иван Фёдорович Александровский.

ЛОДКА ВИЛЬГЕЛЬМА БАУЗРА

Долгое время при создании подводных лодок камнем преткновения оставался двигатель. Паровая машина и мотор внутреннего сгорания для подводного хода, понятно, не годились. Электрические аккумуляторы были слишком тяжелы. Оставался один «мотор» — мускулы самого экипажа. Не случайно все подводные лодки, созданные до середины XIX в., имели мускульный привод.

Немецкий изобретатель Вильгельм Бауэр — отставной капрал-артиллерист свою первую подводную лодку с мускульным двигателем построил в 1850 г. При пробном погружении в Кильской гавани она неожиданно затонула на глубине 18 м и чуть не погубила своего создателя вместе с двумя рабочими. Не достигнув успеха ни у себя на родине, пи в Англии, Вауэр отправился в Россию и здесь неожиданно нашёл поддержку.

Летом 1854 г. Бауэр заключил с военным ведомством контракт на постройку подводной лодки. Она обошлась русской казне в 74 тыс. рублей — сумму по тем временам немалую. Свою лод

ку изобретатель назвал страшновато: «Морскойчёрт». Более 130 погружений в Кронштадской гавани прошли благополучно. Лодка совершала различные маневры и во время одного из погружений пробыла под водой в продолжение 8 ч. Однако дальность плавания, даже надводного, была крайне мала. Пройдя две сотни метров, лодка останавливалась, как отмечала специальная комиссия, «по причине совершенного изнеможения людей», вращавших вал гребного винта.

Во время последнего, 134-го, погружения лодка зарылась носом в песчаное дно, а её винт запутался в густых водорослях. Это едва не привело к катастрофе. Лодка Бауэра оказалась совершенно непригодной в качестве боевого средства.

АТЕЛЬЕ НА НЕВСКОМ

Когда в Петербурге заканчивалось строительство подводной лодки «Морской чёрт», Иван Александровский раздумывал над созданием субмарины своей конструкции. Среди его родных не было ни моряков, ни строителей кораблей. Да и родился он в 1817 г. в го

роде, отнюдь, не морском, а именно — в Митаве Курлянлской губернии Литвы, в семье чиновника.

Два увлечения захватили его ещё с детства; художество и техника. Он закончил местное реальное училище, открывавшее дорогу в мир машин. Но все, кто видел пейзажи юного Александровского, советовали ему ехать в Петербург, в Академию художеств, учиться живописи. И он последовал этому совету. Шёл 1835 г.

Ученье продолжалось долго. Пейзажная живопись по-прежнему особенно привлекала Александровского. От Академии художеств он был послан на Кавказ, где в то время шла война с горцами, отрядами знаменитого Шамиля. Вместе с русскими войсками он проехал верхом сотни километров. С Кавказа ему удалось привезти множество работ, которые потом были показаны на выставке в Академии художеств рядом с полотнами многих известных живописцев.

Как человек чрезвычайно любознательный и пытливый Иван Фёдорович не мог не заметить появления нового вида искусства — фотографии, «светописи». Более того, серьёзно увлёкся ею и даже изобрёл стереоскопическую камеру оригинальной конструкции.

В Петербурге, на углу Невского проспекта и Большой Садовой улицы в доме № 50 он открывает собственное фотоателье и очень скоро становится одним из самых модных фотографов-портретистов.

50