Техника - молодёжи 2011-04, страница 6

Техника - молодёжи 2011-04, страница 6

Наши первопубликаиии

2011 №04 ТМ

- Летит! Летит! Гагарин летит!

Ил-18 на небольшой высоте проутюжил низким всезаглушающим звуком. Большой самолёт сопровождали истребители - почётный эскорт. Каким-то чудом за доли секунды мне удалось снять этот пролёт с передним планом. Это продолжалось секунды две, не более, - самолёт ушел из кадра. И сегодня, глядя на этот кадр, я думаю: истребители сопровождения - это МиГи, боевая машина тех времён. Сегодня их можно видеть при входе в пионерские лагеря, где-то в музеях. Но в то время это была самая новая техника, которая поднимала человека над землёй.

Самолёт подкатил к красной ковровой дорожке. Открылась дверь. Несколько секунд - никакого движения...

Выдержав паузу, он вышел и стал спускаться по трапу.

У меня две камеры: «Зенит» с длинным объективом и «Ленинград» -с широким углом. У второй камеры был механический пружинный взвод на девять кадров - сейчас эту работу делает электромотор.

Гагарин шёл по дорожке широким, твёрдым шагом. Видно было, как на ботинке болтается развязавшийся шнурок.

Пройдя тридцать шагов, он подошёл к небольшому возвышению, где стояло руководство страны. Дальнейшее происходило далеко от меня. После доклада о выполнении задания Гагарин стал переходить из объятий в объятия. Члены Правительства -тоже люди...

Аэродром наполнился возгласами приветствия в адрес героя, и не по приказу свыше, а по велению души. У Хрущёва на лице застыла улыбка, какая-то простодушная, даже наивная. Похоже, глава государства сам попал под всеобщую радость.

А Гагарин, наверное, растерялся: поднял руки в приветствии, не знал кланяться ему или нет. Хрущёв отставал от Гагарина шага на два, он как бы его подпихивал перед собой. Так они прошли вдоль оцепления, за которым волновалась радостная человеческая масса, и вплотную подошли ко мне.

Я сменил камеру. Широкоугольный объектив, да и пружинный взвод затвора помогли мне сделать символизирующий кадр: Гагарин, который только что объявился всему свету гением, героем, талантом. Первым среди всех людей планеты. А Никита Сергеевич Хрущёв запёчатлён добродушным, с жестом,

показывающим - лети, герой, лети вперёд, в вечную славу

В этот момент вся свора штатив-щиков и объективщиков, фотографов и киношников рванула со своей «чайханы» к автомобилям - догонять правительственный кортеж, снимать что-то по дороге. А только это было невозможно, потому что для отъезжающих руководителей был выезд сразу с аэродрома, а прессе и кино надо было вначале добежать до своих машин, которые стояли где-то на стоянках.

Я также оказался в числе спешащих, но не успевающих. Рядом со мной, слева и справа, лихорадочно бежали люди со штативами, кинокамерами, фотоаппараты болтались на ремешках. Я оказался рядом с «Фольксвагеном-жуком». Трясущимися руками хозяин вставлял ключ в замочек двери автомобиля, это не получалось. Он что-то кричал по-английски.

Наконец он сел в машину - и жестами пригласил меня внутрь. Мы понеслись, газуя, с визгом и треском, нажимая на сигнал, вперёд, в город.

Но машин было много, и прыть наша вынужденно поубавилась. Мы оказались в длинной веренице того самого эскорта и въезжали

4