Техника - молодёжи 2011-10, страница 54

Техника - молодёжи 2011-10, страница 54

антология таинственных случаев

Е.В.Руднев) одно из колёс самолёта попало в дренажную канавку, и машина получила значительные повреждения. Их удалось устранить, но интерес к самолёту стал гаснуть. Приближался трагический для России 1917 г. Судьба уникальной машины всё так же оставалась неясной.

В личной жизни Слесарева тоже назревала драма. Семейный покой был разрушен, когда на пути Василия Адриановича появилась ещё одна женщина, Ксения Троц. По воспоминаниям сестры Слесарева, Троц работала в Политехническом институте секретарём-машинисткой. Красивая, избалованная, властная она страстно влюбилась в Василия Адриановича. В Петрограде наступили тяжкие времена — разруха, голод, холод. Решили, что Нина Владимировна, ждавшая второго ребёнка, уедет вместе с шестилетней дочерью Ольгой в Сибирь, в Ново-Николаевск (ныне Новосибирск ), где уел о вия жизни были лучше. Думали, ненадолго. На самом деле — на целых четыре года. Вторая дочь, Наталья, родилась уже в Сибири. Согласно адресному справочнику «Весь Петроград» за 1917 г., Ксения Троц жила на 20-й линии Васильевского Острова, в доме № И. Однако уже в следующем, 1918 г. по этому адресу она не значится. Объяснение простое: Ксения Осиповна переехала к Слесареву, фактически став его второй, неофициальной, женой. У них родился сын Виктор. Не прожив и года, мальчик умер от воспаления лёгких.

Роковой выстрел Родственники Василия Адриановича стали привыкать к Ксении Троц и

в письмах из Следнево уже посылали ей приветы и поклоны. А тем временем приближалась страшная развязка этой непростой истории. Летом 1921 г. Нина Владимировна с детьми решила возвратиться в Петроград. На вокзал в день их приезда Василий Адрианович не пришёл. Встретились уже дома. «Отец был исхудавшим, в простой рубахе», — рассказывала автору этих строк дочь Слесарева, Ольга Васильевна. Появление Нины Владимировны 22 июля на Ста-ро-Парголовской вызвало у Ксении Троц яростное возмущение и приступ ревности: «Зачем приехала!» На следующий день у неё состоялся бурный разговор с Василием Адриановичем в его домашнем кабинете. И вдруг раздался револьверный выстрел. Когда Нина Владимировна вбежала в кабинет, Слесарев лежал на полу, в луже крови. Пуля пробила ему голову возле носа у глаза и вышла на затылке. Он умер, не приходя в сознание. Троц арестовали. Следствие продолжалось месяца три. Затем был суд. Подсудимая заявила, что убивать Слесарева не собиралась, напротив, хотела покончить с собой. Василий Адрианович схватил её за руку, стал отнимать револьвер, произошёл случайный выстрел. Троц была оправдана. Дальнейшая судьба её неизвестна. Василия Адриановича похоронили на старом Пнскаревском кладбище, возле церкви, могила сохранялась до 1941 г., когда церковь снесли, и место захоронения затерялось навсегда. Через много лет появилась странная версия гибели Слесарева: будто бы Ксения Троц была немецкой шпион

кой, которая, совершив убийство, похитила два чемодана с чертежами и расчётами самолёта. Эту версию первой высказала сестра Слесарева, а затем её повторяли немногочисленные биографы замечательного инженера.

Гибель идеи Единственным свидетелем трагедии, если не считать малолетних детей (Ольга Васильевна вспоминала: «Меня в кабинет не впустили»), была жена Слесарева. Она прожила долгую жизнь и умерла в возрасте 87 лет, в 1980 г. До конца своих дней Нина Владимировна тяжело переживала гибель мужа, но никогда не называла Троц шпионкой. Да никакого секрета в то время самолёт Слесарева уже и не представлял. А в чемоданах Троц, наверное, вынесла свои личные вещи (рассказывали, что она любила наряды и дорогие украшения). Архив Слесарева до сих пор не найден. Скорее всего, он не сохранился. Но совсем не потому, что был похищен, а по другим причинам. Два года спустя после гибели Василия Адриановича Нина Владимировна вышла замуж вторично и переехала с детьми на Кронверкский проспект. Потом ещё несколько раз они меняли адреса, пережили сильное наводнение 1924 г. При частых переездах документы архива могли теряться. Война и блокада, по-видимому, довершили его гибель.

Уже после смерти Слесарева его самолёт был назван «Святогором», именем былинного богатыря. Сам конструктор свою крылатую машину никогда так не называл.

За несколько месяцев до трагедии Слесарев согласился изменить конструкцию самолёта, отказаться от трансмиссий и установить моторы на нижнем крыле. Но сделать это так и не удалось.

Машина Слесарева Но -прежнему сиротливо стояла в большом ангаре Корпусного аэродрома. В 1923 г. самолёт признали морально устаревшим и разобрали. Некоторые его узлы и детали были перевезены в Москву. Долгое время они хранились в Военно-воздушной академии, и редко кто не восхищался продуманностью и совершенством их конструкции, намного опередившей своё время, тм

«Святогор» после аварии

52

техника—молодёжи j| #937 ]| октябрь 2011