Техника - молодёжи 2011-12, страница 318,5 м имеет стальной, с латунными элементами каркас весом более 1860 кг. Хрустальные подвески, числом 15 тыс., изготовленные в 1863 г., весили более 260 кг, а всё сооружение вместе - более 2 т. Однако за время эксплуатации значительная часть хрустального убранства была повреждена и утрачена; из 24 тыс. хрустальных элементов реставраторам пришлось восстанавливать заново более 13,5 тыс... Не менее знаменит, чем люстра, и плафон, в центре которого она подвешена. При его реставрации для достижения полного соответствия с изначальным цветом сначала сделали так называемые пробные «выкраски»; к окрашиванию всего холста приступили только после их утверждения. Восстановленную живопись плафона покрыли несколькими слоями специального защитного лака, финальный слой - с добавление воска для влагостойкости. Ещё в то время, когда шли верхние работы, комиссия обсуждала и оценивала три типа эталонных помещений: групповую артистическую уборную, индивидуальную уборную солиста вокала, уборную для кордебалета. Визуализация проектных решений позволила выявить недостатки и достоинства предполагаемых помещений. По пословице -семь раз отмерь... После окончательного утверждения проектных решений и интерьеров образцы стали использоваться для создания артистических уборных. Провели эталонное золочение лепнины - оно было необходимо для определения скорости выполнения работ одним реставратором-позолотчиком и расхода золота на квадратный метр. Поскольку элементы декора имеют разные объёмы и формы, эту операцию провели на 70 разных элементах из папье-маше. Экспликация помещений Большого театра: 1. Зрительный зал; 2. Сцена; 3. Арьерсцена; 4. Большой репетиционный зал; 5. Подземный репетиционно-концертный зал; 6. Балетный зал; 7. Трюм сцены; 8. Гараж балетного пола; 9. Склад контейнеров; 10. Склад объёмных декораций; 11. Главный подъёмник; 12. Трюм сцены; 13. Верхняя механизация сцены; 14, 15. Коридор фойе 4-го яруса с буфетами и экспозиционным залом; 16. Белое фойе; 17. Люстровая камера (техническое помещение над декой зрительного зала); 18. Амфитеатр большого репетиционного зала; 19. Техническое помещение - автоматика оборудования сцены; 20. Камера статического давления; 21. Главное фойе; 22. Оркестровая яма; 23. Подъёмник оркестровой ямы; 24. Технологические помещения Расчистка позолоченных элементов в зрительном зале длилась более полутора месяцев. Потом приступили к реставрации лепного декора из папье-маше - именно в этой технике изготовлены лепные украшения лож и ярусов. Подобно дереву, декор из папье-маше имеет целлюлозную основу и не лопается от небольших деформаций, которые неизбежны, например, при вибрации отзвуков музыкальных инструментов или входящих в резонанс оваций. При этом папье-маше хорошо отражает звук. Его использование, наряду с резонансной елью и «скрипкообразной» формой зрительного зала, составляет одну из тайн акустики театра. Геральдические символы СССР, ранее находившиеся над Центральной, Директорской ложами и ложей Спецзоны, были демонтированы и переданы в музей театра. В реставрационных мастерских создали гербы Дома Романовых, Российской империи 1856 г. и Москвы. Первый установили над Центральной (Царской) ложей; второй разместился над Правительственной ложей (бывшей ложей Царской семьи); третью, бывшую ложу министра Императорского Двора, а ныне Директорскую ложу, украсил герб Москвы. Уникальные декоративные ткани драпировок помещений в исторической части здания воссозданы заново по ручным технологиям ткацких мануфактур XIX в. Красная гостиная и части аванлож бельэтажа декорированы тяжёлой шёлкобумажной тканью с крупным рисунком - двуглавыми орлами. Красная брокатель изготовлена по историческому образцу, обнаруженному на стене гостиной в 2005 г. Ложи бельэтажа и бенуара Директорской части и Спецзоны украсил красный штоф с цветочным орнаментом, его фрагменты найдены на стенах центральной аванложи во время проведения реставрационных работ. Для обивки стен Бетховенско-го и Круглого залов восстановлен красный атлас цвета «шардон», или «раскалённый чу- -о ф =1 о ■О н аз X |