Техника - молодёжи 2012-01, страница 44

Техника - молодёжи 2012-01, страница 44

из истории современности

Внизу: так выглядел проект П. Павлова и Ю. Омельченко, получивший 1 премию международного конкурса. Вверху: один из рельефов на внутренней поверхности пилонов - работа Н. Вечканова, сменившая прорисовки Э. Неизвестного

ний на планете. Лондонская «Тайме» назвала её «пластической операцией на лике Земли».

Великой плотине требовалось достойное художественное выражение.

Международный конкурс

В 1966 г. Правительство Египта выделило деньги для проведения международного конкурса па проект Мону

мента дружбы арабского и советского народов.

...Творческий конкурс - это всегда жизненный шанс для архитектора. А в те годы - особенно: архитектура была унижена, заклеймена любовью к излишествам, под которыми понимались красота фасадов и комфортность планировочных решений, она склонилась перед натиском типового строительства.

Архитекторы Пётр Павлов и Юрий Омельченко получили прекрасное классическое архитектурное образование, их манила возможность поработать в среде великого искусства Древнего Египта. Восхищение им позволило найти такой тонкий и вечный символ Египта, как цветок лотоса. Ло гос растёт в воде, а вода для Египта - это жизнь. Как гласит арабская пословица, «аллах создал воду, а вода - всё самое прекрасное па свете».

Разрабатывать конкурсный проект приходилось в нерабочее время. А работа была большая - её результат занял 20 подрамников размерами 70x150 см. Из воспоминаний заслуженного архитектора России П.П. Павлова: «Мою квартиру превратили в мастерскую. Мебель в угол. Распорядок дня такой - работаем с 5 до 8 утра, затем идём па службу, а после работаем до полуночи и, конечно, сплошь все выходные дни. Спали по пять часов в сутки, и так в течение четырёх месяцев. За месяц до сдачи проекта я пригласил скульптора Эрнста Неизвестного. Мы предложили ему нарисовать барельефы для внутренних поверхностей пилонов Монумента. Было ему не до этого, опуезжалзакаичиватьбарельефы монумента в Артеке. После моих звонков в Крым, за три дня до сдачи проекта Неизвестный прислал нам кальки рисунков с запиской: « Пётр! Сделал всё, что смог. Если не нужно, выброси. Если нужно - используй. Страшная запарка. Пятого открываю монумент. Желаю успеха. Твой Эрнст». Удалось что-то использовать, по рисовали на подрамниках барельефы мы сами. Юра с женой уговорили меня вписать Э. Неизвестного в авторский лист, и мы указали, что рисунки барельефов выполнены с участием Э. Неизвестного».

Надо сказать, что в дальнейшем работа

со скульптором пе сложилась. Барельефы па внутренних поверхностях пилонов при возведении Монумента были выполнены 20 арабскими резчиками по эскизам и под руководством скульптора Николая Вечканова. Всего па конкурс было представлено 48 проектов, в том числе из Советского Союза - 36. Конкуренция была очень серьёзная. Тем весомее была победа. Международное жюри, среди членов которого были ведущие египетские

Через 47 веков после пирамиды Хеопса: современная техника (вверху) и тысячелетние традиции строительного искусства Египта (внизу). А в основание памятника вместе с первым бетоном был уложен мешочек золотистого волжского песка...

42

техника—молодёжи || #940 || январь 2012