Техника - молодёжи 2012-01, страница 52

Техника - молодёжи 2012-01, страница 52

институт человека

собаки

Искусственные «сиамские близнецы». Щенок без сердца и лёгких подсоединён к взрослой собаке

Пересадка сердца вместе с лёгкими была более простой, поскольку не требовалось перерезать крупные кровеносные сосуды. Нашёл Демихов и другой путь пересадки: подсаживать рядом с собственным сердцем собаки второе, дополнительное, от собаки- донора.

Такую операцию он осуществил вскоре после войны тоже впервые в мире (почти всё ему приходилось делать впервые). Около десяти лет потребовалось па её совершенствование. И вот, в начале октября 1956 г. в грудную клетку собаки по кличке Борзая — обыкновенной дворняжки — было подсажено второе сердце. Посмотреть па неё, как иа чудо, в «подвал» к Демихову приезжали американские, английские, чехословацкие хирурги. Борзая прожила с двумя сердцами больше месяца.

Великий экспериментатор Уже тогда, в середине 50-х гг. Демихов сделал вывод, что пе за горами то время, когда, наконец, осуществится пересадка сердца человеку. Причём, учитывая анатомическое строение грудной клетки, а также расположение крупных сосудов у людей, подобная операция окажется даже менее трудной, чем у собак. Да он никогда

и не скрывал, что все его опыты преследуют одну конечную цель: помочь заболевшему человеку, вернуть ему силы и здоровье.

Имя русского хирурга не сходило со страниц зарубежных медицинских журналов. Его работами восхищались па Западе самые знаменитые учёные. «Мой дорогой коллега! — писал Владимиру Петровичу президент Французской академии паук, доктор Дюкюин, — Я видел Вас, когда Вы делали пересадку сердца собаке, я восхищён Вами и поздравляю Вас!». А известный американский хирург Шумахер называл Демихова не иначе, как «величайшим экспериментатором современности». За рубежом ему присваивали почётные звания: доктора Лейпцигского университета, доктора медицины клиники братьев Мейо (в США), члена Королевского общества в Уп-сале (в Швеции). А у нас? Стыдно сказать: великого учёного предавали анафеме, гнали, пе давали работать, называли шарлатаном и псевдоучёным.

Только один раз его выпустили за границу, иа конгресс по проблемам трансплантации, проходивший в ФРГ. Но поездка эта закончилась для Демихова большими неприятностями. На родине его обвинили в том, что он якобы разгласил какие-то секреты. После этого Владимир Петрович почти всю жизнь оставался «невыездным».

Собаки о двух головах

А тем временем эксперименты Демихова становились все смелее. Для того, чтобы пересаживать внутренние органы с наименьшими повреждениями, он решил использовать всю половину животного-донора. В этом случае потребовалось бы сшивать лишь два крупных кровеносных сосуда. Все органы обеих половин остались бы неповреждёнными и па своих местах.

Было сделано несколько попыток соединить переднюю половину туловища одной собаки с задней половиной другой. Увы, такие составные животные могли жить совсем недолго из-за резкого падения кровяного давления при перерезке спинного мозга.

Тогда опыты были видоизменены. Демихов стал приживлять половину одной собаки к целому, неповреждённому туловищу другой. Так появились странные двухголовые собаки. Эту операцию Владимир Петрович задумал и осуществил вместе со своим сотрудником В.М.Горяиновым. Делалось это следующим образом. Отбиралась большая собака и крупный щенок. Под наркозом и при искусственном дыхании туловище щенка перерезалось в средней части грудной клетки. Передняя часть с ногами, по с удалённым сердцем и лёгкими пересаживалась целой собаке па шею. После сшивания сосудов создавался общий круг кровотока, и

50

техника—молодёжи || #940 || январь 2012