Юный техник - для умелых рук 1975-09, страница 16В Японии существует уникальный и очень древний вид искусства, который называется икэбана. Наиболее точный перевод этого слова — «помочь цветам проявить себя». В широком понимании икэбана — это создание художественных композиций из цветов и различных декоративных материалов: листьев, стеблей, веток, корней, камней, раковин и т. д. Основу любой композиции составляют три элемента — три цветка либо ветки. Первая ветка, самая длинная, по-японски — син, символизирует небо. Вторая — соэ, на четверть короче первой — символ человека. Третья — гикаэ, на четверть короче второй — символ земли. Графически их обозначают соответственно кружком, квадратом и треугольником (см. рис. 1). К этим трем основным элементам букета, как бы составляющим его основу, добавляют второстепенные, вспомогательные ветки и цветы — «дзюси», что в переводе означает «помощники» (графически это удлиненная буква Т). И* задача — усилить впечатление от основных ветвей композиции, поэтому ИКЭБАНАнаибольшего диаметра горловины (рис. 2). В вазу можно поставить большую, среднюю (стандартную) и маленькую композицию. В большой композиции — первая вет- композицми ставятся в низкие вазы, под различными углами. При удачном сочетании вазы и композиции кажется, будто цветы растут в естественных условиях. Для кропления цветов и веток в этом стиле используются специальные держатели — наколки, по-японски кензаны (рис. 4). Кеизан должен быть устойчивым и относительно тяжелым, поэтому японцы отливают его из свинцз, но можно обойтись и без металла. Для этого берется цемент, речной песок, консервная банка (от ее размера зависит величина кензана) и гвозди. Вы, наверное, уже догадались, что наш кензан будет не металлический, а бетонный. Чтобы приготовить бетон, нужно смешать песок с цементом в пропорции 311 и добавить немного воды. Загустевшую массу залейте в консервную банку так, чтобы толщина будущего кензана была примерно 1,5—2 см. Воткните в бетон тонкие гвоздики шляпками вниз, а когда бетон затвердеет, выньте готовый кензан из банки. Кензан с цветами и ветками кладется на дно вазы и закрывается мелкой отбираются они, как правило, изтогоже декоративного материала, что и сама ветка-«хозяин». Однако из этого правила часто делаются исключения. Количество веток-помощников не ограничивается, они могут быть поставлены к любой основной ветке. Составляя композицию, помните, что «помощник» должен быть короче своего «хозяина» на '/s — '/б, второй «помощник» ниже первого на четверть, третий и все последующие короче предыдущих на четверть. От чего же зависит длина основных веток! Величина первой связана с размером сосуда, в который ставится композиция, длина других находится в строгой пропорциональной зависимости по отношению друг к другу. Величина сосуда для икэбаны определяется сложением его высоты и ка (син) равняется двойной величине вазы, в средней — полуторной, а в маленькой равна ей. Для того чтобы отмерить ветку, равную величине вазы, ее опускают верхушкой вниз (ставя рядом с вазой), а затем прибавляют наибольший диаметр горловины. После того как определили величину первой ветки, устанавливается длина других (соэ и хикаэ). В аранжировке цЬетов огромное значение придается углу наклона основных веток. Углы наклона основных элементов букета отсчитывают от средней вертикальной линии композиции, которая условно принимается за 0° (см. рис. 3). В любой школе икэбана существует два стиля. Первый — морибана: все элементы галькой, ракушками или крупным речным песком. Вода должна полностью покрывать кензан, иначе цветы быстро завянут. Второй стиль — нагэирэ. Его отличие от морибана в способе крепления букета в вазе и в том, что все элементы композиции ставятся в высокие вазы. Например, можно в вазу положить клубок металлической нержавеющей сетки, ячейки которой будут удерживать элементы композиции в нужном направлении (рис. 5). Или расположить опорную ветку (А] поперек вазы так, чтобы на ней можно было укрепить расщепленную композиционную ветку (Б) (рис. 6). Существуют и другие способы крепления опорных и композиционных веток (см. рис. 7 и 8). Разберем одну из праздничных композиций в стиле морибана (см. рис. 10). Но прежде чем составлять букет. 15
|