Юный техник - для умелых рук 1988-09, страница 16ЛУБ ФОТОЛЮБИТЕЛЕЙИКЕБАНАиа листе бумагиВ архиге общества французских фотографов хранится позитчв, сделанный... сто шестьдесят лет назам! «Не может быть?1. — удивится читателе.— Ведь тогда и фотоаппарата не существовало:» Все так и все-таки... Химикам в ту пору уже было известно свойство некоторых солей изменять цвет под действием яркого света. Этот «химический фокус» и лег в основу изготовления позитива. Луч спе~а вырисовал на нем ажурные, будто кружевные листы с просвечивающими прожилками... В то время подобная техника широкого применения не нашло. Но в 20-е годы наше~о века профессиональные фотографы как бы открыли ее вновь, назвав фотограммой, подчерк чув тем самым особый вид фотоискусства. Принцип получения фо~огоамм остался тем же — последовательное зас 1ечиваниь черно-белой бумаги, на которую положены е или иные предметы. Но сказать так — значит, посчитать, что и рисунок получается лишь от прикосновения карандаша к бумаге. Между тем произведение искусства рождает фан.азия, чучство композиции, наконец, вкус. Как добиться -рафического эффекта, пос_роенного на резких контрастах черного и белого? Из технических средств вам потребуется чонтрасный проявитель и контр астная фотобумага. Если же фотограмма решается в полутонах, берутся соответственно мягкая бумага и слабый проявитель. Один и тот же предмет на фотобумаге можно засвечивать [несколько раз, перемещая его по поверхности. Меняя экспозицию, можно получить эффект полутонов, самыс различные варианты .<снтуоов. Оптимальны?: размер фотобумаги — 18—24 см. Хорошо проработанные отпечатки получаются на тисненой основе, глянцевые лучше не использовать — очи отражают сзет. За свечивать бумагу проще под фотоувеличи~елем со снятым объективом. При экспонировании выдержку определяют опытным путем. Предлагаем вам выполнить для проб^1 композицию из листьев и трав, они укладываются на стекле на 2—3 см больше вь.5ранного формата фотобумаги. Когда вы посчитаете, ч-о сюжет закончен, аккуратно перенесите его прямо на стекле на фотобумагу. Такой способ позволит сделать несколько одинаковых отпечагков. Прижимать элементы при экспониро ании другим стеклом не рекомендуем — рас—эния потеряют естественные изгибы линий, исчезнет неповторимая прелес-ь жизни. Но ее л к необходимо иметь изображение резко контрастное без переходных полутонов, можете воспользоваться вторым стечлом. У фотограммы есть свое правило «золотого сечения»: произведение эффектнее смотрится с небольшим количеством оастений. Не спешите вь.брасырать или уничтожать неудачные, с вашей точки зрения, позитивы. Немного терпения да акварельные краски, и неудачные фотеграммы могут приобрести совершенно иное восприятие. Работав красками советуем после глянцевания бул.аги. Готовую фотограмму можно назвать плоскостной икебаной. Наклейте ее на гаспарту и повеевте на стену — она украсит интерьер вашей комнаты. Н. КУЗЬМИЧЕВАС, анр в абор 25.37.88. Подп. в пе' '5.08.88. А01114.' Ооэмат 60Х 90'/в-Печать офсетная, Условн. не' , л. 2.'Условн п.-отт. 4. Учетно-изд. л. 2,6. Тчраж 355 ООО зкз. Цена 20 коп. Заказ 17 . Типография ордега "'рудового Кргснг~о Знамени И ПС ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардиях. Адрес ИПО: 1?030, Москва К-30, Сущевская, 21. Главный редактор Е. В. С 'ХО.. J-- С-Редактор приложения В. А. 3 и >Р ГО Художественный редактор А. Н/ 3,iPCHK Технически!", редактор И. О. ВОРОБЬЕВА Адрес редакции: 125л !5, Мое ива Нородмитровска» 5а. Тел. 28Е-80-;К Издательсхо-поллгрг.фическое объединение ЦК iiJIКСМ «Молог.ая '■чардия». 16 |