Юный техник - для умелых рук 1988-11, страница 14»ЛИ1 ТВОИХ УВЛЕЧЕНИЙ Монетный двор на письменном столе края разрыва по лицу ткани. Так же «врезается» квадратная или прямоугольная заплата. Получается что-то вроде инкрустации на ткани. Она будет совсем незаметна, если вы точно совместите направление нитей и рельеф материала. Вот такими секретами старинного искусства художественной штопки поделилась с нами мастерица. И вздохнула: — Глаза уже сдают, а учениц нет. Отмирает мое ремесло... Хотелось бы ободрить Зинаиду Владимировну: «Будут у вас и ученицы, и ученики — читатели «ЮТ» для умелых рук». Н. ПАВЛОВА Рисунки М. САФОНОВОЙПОЛЕЗНОЕ ДО 'ВЫХОД ВСЕГДА ЕСТЬСейчас в моде одежда из тканей с гладкой, иногда даже с блестящей поверхностью. Много шьют из тонких синтетических тканей. На их поверхности даже самый искусный распошивочный шов не замаскирует следа разрыва. Да и сутюжить слабину на таких тканях почти невозможно. Поэтому подход к ремонту здесь нужен особый. Если невозможно сделать заплатку незаметной, сделаем ее красивой! В продольный разрыв на брюках или рукаве куртки вставим декоративную молнию, а то и кармашек вошьем — их сейчас на каких только местах не делают! Разорванный рукав куртки или рубашки украсим цветной аппликацией или декоративной вставкой. Или почему бы вместо одной маленькой дырочки на лифе или рукаве платья не сделать много и выполнить на них вышивку «ришелье»! Починить нарядное платье, блузку из тонкой ткани можно и наоборот, расширив дырку и вырезав красивое отверстие в виде ромба, круга, овала, треугольника. Вставьте туда кусочек тюля или гипюра с узором. А еще лучше — выполните в прорези изящную старинную вышивку «хеде-бо», которая снова входит в моду. Что касается ремонта брюк и курток, то не вспомнить ли нам классическую штопку наших бабушек, когда они кропотливо переплетали иголкой с ниткой часто проложенные продольные стежки! Некрасивая, но прочная была штопка. А что, если продранные на коленях брюки украсить штопкой из переплетенных таким же образом полосок ткани! Тогда это будет выглядеть не как заплатка, а как современная декоративная отделка, стилизованная под штопку... Эти и другие варианты показаны на рисунке 3. А приведенные здесь модели одежды польской художницы-модельера Э. М. Мальховской убедят вас, что остроумно, со вкусом расположенные заплаты (некоторые из них ради композиции поставлены на здоровых местах) могут даже украсить одежду, сделать ее модной, современной. Как говорится, нет худа без добра! Собрать большую коллекцию монет — задача не из легких, особенно для начинающего нумизмата. А уж о пополнении ее уникальными экспонатами и говорить не приходится — сегодня это по карману только крупным музеям да некоторым ведущим коллекционерам, у которых есть хороший обменный фонд. «Так стоит ли тогда в наше время заниматься нумизматикой?» — спросите вы. Конечно, стоит. Ведь монеты — живые свидетели истории, они о многом могут рассказать. А собирают ведь не только оригиналы, а и их копии, выполненные методом гальванопластики. Тогда даже самые уникальные экземпляры станут вам доступны. Гальванопластика способна с исключительно высокой точностью воспроизвести рельеф любой монеты любого размера. В основе метода лежит осаждение под действием электрического тока меди в растворе электролита на тонкий токопроводя-щий слой, нанесенный на поверхность слепка монеты. В качестве гальванической ванны для электролита обычно используется стеклянная банка или глубокая лабораторная кювета прямоугольной формы. Теперь о том, как снять копию с монеты. Каждую ее сторону (аверс и реверс) сначала оттисните на слегка охлажденном пластилине. Чтобы монета не прилипла к нему, предварительно смочите ее раствором мыла. Кромки оттисков подровняйте так, чтобы углубление в пластилине было равно половине высоты монеты. Затем смойте холодной водой мыло и подождите, пока пластилин не прогреется до комнатной температуры. После этого напылите на поверхность матрицы-оттиска порошок бронзы. Делать это следует тонкой мягкой кисточкой. Теперь на получившуюся бронзовую пленку надо осадить слой меди. Но напыленная бронза не проводит электрического тока, и медь на нее осесть не сможет. Поэтому, чтобы сделать слой бронзы то-копроводящим, обработайте его концентрированным раствором двухло-ристого олова. Поверхность из золотисто-желтой превратится в оловян- 14 |