Юный техник - для умелых рук 1989-08, страница 12Illllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll
ким же спосооом получаются и все последующие поколения. Начав игру, вы сразу заметите, что популяция все время претерпевает необычные, нередко очень красивые измене ния. Иногда кол€)ния опганизмов медленно вымирает, и фишки исчезают постепенно. Происходит это после смены многих поколений. В бо гыпинстве случаев исходные конфигурации либо переходят г устойчивые и иерее гают изменяться, либо -бретают кс тебательный режим. Конфигурации, не обладавг-ше в начале игры симметрией, со временем приобретаю! ее. И в дальнейшем это свойство не утрачивается, симметрия конфигурации може- лишь обогащаться. Теперь цавайте рассмотрим, что происходит с некоторым,, простыми конфигурациями. Одна или две })ишки, где бы они ни стояли, погибают после первого же хода. Исходная конфигурация из грех фишек (триплет) тоже, как правило погиоает. Она выжива* т только в том случае, если, по крайней мере, одна >ишка граничит с двумя занятыми клетками Пять триплетов, не погибающих на первом же ходу, показанп на рисунке 1. Первые три конфигурации (а, б, в) гибнут на втором. Относительно конфигурации «в» заметим, что любой диа- гон ильный ряд фишек, каким бы длинным он ни был, с каждым ходом теряет стоящие на его концах фишки и в конце концов исчезает. Конфигурация «г» на ьго-ром ходу переходит в устойчивую • размером 3X2. Конфигурация «д» служит простейшим примером так называемых «флип-флопо» — кувыркающихся конфигураций, возвращающихся в исходное состояние череп каждые два хода. Оиа попеременно превращает ;я то в вертикальный, то в горизонте гг.ный ряд из трех фишек. На рисунке 1 показано пять четырехкле-точных конфигураций (тетрамино), связан-.ых между собой ходом ладьи Как -ждите, ьлок «а» представляет собой устойчивую конфигурацию. Конфигурации и «в», переходят в устойчив] ie на третьем ходу. Называется она «ульем» и встречается очень часто. Тетрамино «г» тоже превращается в улей, но на ч ятвертом ходу Особенно интересно тетрамино «да которое только после девятого хода распа, ;ается на четыре отдельные «мигалки» (потому и называется конфигурация «навигационные огни»). Они относятся к разряду «флип-флопов» и возникают довольно часто. Для того гобы лучше усвоить правила игры, попробуйте разыграть на своей доске эволюцию всех пяти тетрамино, не заглядывая в наш оисунс Если вы не попустили ии едной ошибки, то можно иД1'и дальше. Теперь предлагаем Bain поэкспериментировать с двенадцатью фигурами, состоящими из пята клеток (нентамино), связанных между собой так, что их можно обойти ходом ладьи и посмотреи, во что они ..ревращаются. Оказывается, пять из них на шестом ходу погибают, две превращаются в устойчивые конфигурации из семи клеток, а четыре после н :большого числа ходов — в «навигационные огни». Исключение — элемент пентамино в форме буквы «г» (рис. 4 «а»), эволюиия которого идет довольно долго. Лишь после четыреста шестьдесят первого хода эта конфигурация распадается на множество «планеров». После сорока девяти ходов г-образное пентамино превращается в фигуру, левая часть которой состоит из семи фишек, а пра- Рис. 3 НАИБОЛЕЕ ЧАСТ' > " < ТРЕЧАЮЩИЕ(ЗЯ1 УСТОЙЧИ] *>i S КОНФИГУРАЦИИ 5 1 ш iiiiiiiirjiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiuiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii 12 |