Юный техник - для умелых рук 1989-08, страница 13

Юный техник - для умелых рук 1989-08, страница 13

illllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllh

Рис. 4

вая — из фишек, заполняющих две сим-метричн! ге областк. Если бы левой части не было, эти области превратились бы в •.пасеку» с четырьмя «ульями» и «навигационные огни». Но наличие приводит к тому, что «пасека» как бы вгрьиается в «навигационные огни», и они гаснут один за другим, оставляя после себя беспорядочные конфигурации. А через четыреста с лишним ходоь, как уже было сказано, превращаются ; множество «планеров» (тоже очень люб >пытная конфигурация, но о ней немного позже). Если у

скоростью света, а поскольку «планер» .ie-реходит сам в себя после четырех ходов и при этом опускается на одну клетку по диагонали, выходит, что он сколь: ит по полю со ( коростью, равной одной четвертой скорости света.

Кону эк! удалось доказать, что скорость любой конечной фигуры, перемещающейся по вертикали и горизонтали, не может превышать половину скорости света. Попробуйте сами отыскать такую фигуру, которая двигалась бы с такой скоростьк. Напомним, что скорость движения равна дроби, в

ПЛАНЕР I I I I I Mil

вас хватит терпения, попробуйте проследить эволюцию этого иентамино хотя бы до шестидесятою хода, и вы увидите множество интереснейших комбинаций.

Ну а для упражяений попроще предлагаем проследить до конца эволюцию шести пентамино на рисунке 4 — «латинского крес га» (б), «буквы Н» (в), ~„ертушки» (г), «бакена» (д), «часов» (е) и «жабы» (ж). Здесь вас тоже ждут сюрпризы. Например, подняв у «буквы Н» пере а-дину и прси^атив ее в П, можно наблюдать следующг, неожиданные изменения. В огличие от «буквы Н», эволюция которой >акан-швается быстро, «буква П» лишь после 174 ходов распадается на 5 «мигалок», б ■^блоков» и 2 «пруда».

Одна из самых удивительи ix конфигураций — «планер» (см. рис. 5). На третьем ходу он сдвигается вниз и отражается относительно диагонали. После двух следующих ходив апланер» «выходит из пике», ложится на прежний нурс и сдвига ;тся на одну клетку вниз и вправо относительно начальной позиции. Исследования показали, что большая скорость передвиж :ния, чем та, с которой шахматный король перемещает! я по доске за один ход, ни для одной конфигурации недости^ "ма Поэтому она получила в игре «Жизнь» название скорости света. Пользуясь этим термином, можно, например, сказать, что диа-

ональный ряд фишек, показанный на рисунке 1 «в», распадается с концов со

числителе которой стоит число сделанных нами ходов для воспроизведения фигуры, а в знамен: геле - число клеток, на которое она при это»- смещается. Если какая нибудь фчгура каждые четыре хода передвигается на две клелси по горизонтали или

Рис. 6

вершкали, повторяя при этом свою ф~|рму и ориентацию (как «планер»), скорости такой фигз ры будет равна половине скорости света. Надо сказать, что поиск подобных фигур — дело нелегкое. До недавнего времени их было известно всего четыре. В том числе и «планера. Попробуйте найти остальные три. Намекнем, эти i онфигурации состоят из большего числа фишек, а по форме с хегка "апоминпют «п ганер». Делать эт,о лучше всего на большом листе бумаги с игровым полем 150Х150 клеток. Може.' бы гь, ть удастся оты< кать еще какие-ни-будь конфигурации, которые, периодически повторяясь, перемещаются по доске в ообых направлениях: и с любой скоростью, даже очень маленькой. Ну а тем, у кого не получилось, придется подождать до кыхода октябрьского номера приложения.

Вот еще три изящные фигуры (рчс. 6). «Пасека» (а) является устойчивой конфигурацией, которая после 14 ходов переходит в горизонтальный ряд из 7 фишек. Ква1рат размером 5X5 после первого хода переходит в конф пгурацию, которая иожет возникнуть лишь на четвертом этапе эво-диоции семиклет очного ряда. Поэтому квадрат 5X5 становится «пасекой» после 11 ходов. «Во( ьмерка» (б) — периодически восст гаавливающаяся конфигурацш Она не только по форме напоминает восьмерку, но и имеет период, pi вный восьми. Конфигурация «в»- называется «пульсар CP 48-50-72». Она "1кже периодически вос-е.анавливает сеоя через каждые три хода. Состояние пульсара, показанное на нашем рисунке, образовано <t8 фишками, на следующем ходу их будет уже 56, 72, затем «пульсар» вне по вернется в исходное состояние, и число фишек сократится до 48. Интересно, что такой пульсар образуется из семи фишек, расставленных в виде растянутой Ьуквы П: горизонтального ряда из пяти фишек, у кот< рого под первой и последней оишками расположено еще по одной. Об разуется иульсар из такой фигуры после 32 ходов.

Праяила игры, как вы уже заметили, несл< жны и легко поддаются переводу на языки программирования. Поэтому, если у вас есть такаг. возможность, составьте программ}, играть на комш ютерс будет очень просто и удойно.

М. КОЛ!СВОЙ

А

Б

■р

■ ■

ш-

-*-

1

I

J

1

I

1

II

ТРИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ КСНФИГУ РАЦИИ

ПЕРИОДИЧЕС1 И ПУЛЬСИРУЙ Е (6,в)

1 1 II 1 II 1 1 1 1 1 II 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 i 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

И 1 II II И 1 1 1 1 1 И И И И И II II И 1 III II II II 1

ViiiiiiiiiiiiisiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiiiaiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiaiiiiitiiiitiiiiiiiiii и

13