Юный техник 1957-04, страница 61— А кто может создать таких лилипутов? — Целые две науки пытаются это сделать, — сказал Кирилл Петрович. — Гистология и биохимия. Пытаются уже давно. ,Да только... — он не договорил и отчего-то махнул рукой. ПОЖАР И ГОЛОВНИ Примерно в тридцатых годах прошлого столетия микроскоп по-настоящему вошел в лабораторию ученого. Вошел — и произвел целую революцию. Осуществилось одно из величайших открытий XIX века. Люди разработали клеточную теорию живой ткани. В научных словарях появилось то самое слово: «гистология». «Гистология» — это, собственно говоря, даже два слова: «ги-сто» — ткань, «логия» — строение. Вместе — «строение ткани», точнее «наука о строении и формах живой ткани». Шаг за шагом, открытие за открытием, гистологи изучали строение ткани. Они создали точнейшие карты этой ткани. Они разглядели мельчайшие «изгибы» и «детали» ее клеточного строения. Наконец они научились окрашивать для наглядности эти «изгибы» и «детали» в разные цвета. Короче говоря, гистологи создали подробный «путеводитель» по самым таинственным «закоулкам» организма. Но только то был путеводитель по мертвым «закоулкам», по мертвым тканям умершего уже организма. Ведь все сложные биохимические процессы прекрати- Срисовывать — дело не трудное. Берешь, например, рисунок из иниги. Покрываешь его легиой карандашной сеткой. В клетку сажаешь. Потом такую же сетку делаешь на белом листе бумаги. И копируешь себе на здоровье: точечка в точечку. Шедевр! Можно прослыть хорошим художником. Но не оригинальным. «Зге, — скажут, — не сам придумал. Срисовал!» Что возразишь? А я хочу выйти на свежий воздух. Сесть где-нибудь на пригорке. Оглянуться вонруг — и ахнуть от восторга. Вот это пейзаж! Гора вдалеке — синяя. Ближе лес — темно-зеленый. Озеро — кусок зеркала. На берегу два дерева, к воде нагнулись, пить собираются. Облака густые, осязаемые, рваные. В небе облака и в озере облака! И солнце сквозь них пробивается, каждый луч видно — сосчитать можно. Фантастика! Как срисовать? Ни у кого такого рисунка не было. Даже у Шишкина и Левитана! «Вот это, — скажут, — сам придумал!» И будут считать не только хорошим, но даже оригинальным... Но вот незадача: без нлеточек не могу. А разве можно пейзаж разграфить? Можно. Берешь два прямоугольника. Из картона или фанеры. Делаешь рамку. В рамку вставляешь целлофан. А хочешь, целлулоид. И расчерчиваешь на клетни. Тушью или нраснами. А нет целлулоида — натяни нитки. Потом такую же сетку делаешь на листе бумаги. Прицеливаешься рамкой на пейзаж, занрепляешь — и пейзаж в клетке! Пожалуйста, срисовывай! Если вдруг сдвинулась рамка — не беда. Два дерева, что и воде нагнулись, — первый ориентир. Вершина горы — второй. Совмещаешь ориентиры — снова пейзаж в клетке! Продолжаешь работу. Только не перепутай: рамной ты прицеливаешься, а рисуешь на бумаге. И получается рисунок точечка в точечку. Шедевр! Многие велиние художнини начинали так рисовать. Ван-Гог, например. Вот и ты начинай. Действуй по методу Ван-Гога. 4 «Юный техник» >4 4 49 |