Юный техник 1957-08, страница 51

Юный техник 1957-08, страница 51

Инин лвнимели аымлюч«н, судно не отличишь от любого другого. Мм 1мн ttiHuiui irtnoe судно начинает набирать скорость, оно посте-пенни -имппыш- из йоды. Наконец на большой скорости весь корму» судил летит над поверхностью воды. Благодаря этому сильно уменьшаются сопротивление движению — ведь в воде находятся только крылья, — и достигается большая скорость без увеличения мощности двигателя. Кроме того, суда на подводных крыльях избавляют пассажиров от качки: волны на поверхности воды не достигают до корпуса, а крылья идут ниже волн на некоторой глубине.

Останавливаясь, судно снова погружается всем корпусом в воду.

Сравнение «крылатых» судов с обычными очень наглядно.

Обычный речной трамвай имеет водоизмещение 57 т и двигатель мощностью около 150 л. е., позволяющий развить скорость в 20 км/час. Для того чтобы увеличить его скорость, например, до 80 км/час, на него пришлось бы поставить двигатель мощностью около 10 тыс. л. с.

А созданный советскими конструкторами корабль на крыльях такого же водоизмещения развивает скорость 80 — 90 км/час, имея двигатель мощностью всего 7С0 л. с.

Со стапелей советских судостроительных за-НА КРЫЛЬЯХ водов начинают сходить «крылатые» суда.

ПО РЕКАМ Высокая экономичность, скорость, остой-

И МОРЯМ. чивость и проходимость новых судов делает

их особенно выгодными на великих реках Сибири и Дальнего Востока, где суда обычного типа едва успевают совершить за всю навигацию два-три рейса от устья до верховьев.

Первые «водные самолеты» помчатся по Волге, где сейчас создаются регулярные пассажирские линии, обслуживаемые судами нового типа.

Новым теплоход напоминает речной трамвай «Москвич». Его длина — 27 м, ширина — 4,4 м, мощность двигателя — 700 — 750 л. е.; со скоростью до 70 км/час помчится он над красавицей Волгой, доставляя пассажиров в три-четыре раза скорей, чем обычные суда.

А конструкторы уже мечтают о постройке более крупных «крылатых» теплоходов с атомными и реактивными двигателями, автоматическим и дистанционным управлением.

ЛОГИКА ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Однажды геттингенский профессор Клинкерфус был на веселой пирушке. В целях борьбы с возможным опьянением он захватил с собой бутылку сельтерской воды. Тем не менее винные пары возымели свое действие. Возвращаясь домой. Клинкерфус перепрыгивал через многочисленные лунные отблески, которые он принимал за лежавшие на улице бревна, и в конце концов мирно заснул тут же. на мостовой.

Полицейский, совершавший ночной обход по городу, заметил спящего посреди улицы ученого, разбудил его и собирался уже доставить в полицию, но Клиикерфуса нелегко было сбить с толку. Вынув из кармана бутылку сельтерской воды, он показал полицейскому надпись на ней: «Хранить в лежачем положении».

Блюститель порядка ничего не смог возразить против этой безупречной логики.

ДОРОГОСТОЯЩИЕ ПОТЕХИ

Для соколиной охоты царя Алексея содержалось более 3 тыс. соколов, кречетов и других охотничьих птиц, а для их ловли и корма собиралось более 100 тыс. голубиных гнезд. Обслуживало охоту более 200 человек соколинннксв и кречетников.

В конюшенном ведомстве было более 600 человек различных чинов и квалификаций и свыше 40 тыс. лошадей.

Петр I превратил всю эту затею в войско, создав 2 батальона.