Юный техник 1958-03, страница 50

Юный техник 1958-03, страница 50

стигнем цели. Выход из лабиринта найден!

Если бы нас заставили второй раз пройти через лабиринт, то по пунктирным линиям мы быстро и безошибочно нашли бы правильный путь.

Наше путешествие по лабиринту оказалось все-таки достаточно долгим и утомительным. Если не связывать себя жестким правилом о порядке выбора свободного коридора, а рассчитывать на случайную удачу, на «везение», то, возможно, путешествие закончилось бы намного раньше.

В самом деле, представим себе, что при возвращении с площадки Е на площадку 3 мы не повернули бы налево, а вместо этого бросили бы жребий — монету. Герб — идти налево, решетка — прямо. При выпадении решетки мы двинулись бы по коридору ЗА и без излишних блужданий покинули бы лабиринт.

Лабиринтная задача дает ответ на один из вопросов, волнующих Многих ученых. Можно ли найти алгоритм, который позволял бы решать не только математические задачи, но и заменял бы мозг человека в выполнении другой умственной работы?

Какая заманчивая идея заложена в этом вопросе и какие огромные возможности сулит ее претворение в жизнь! Ведь это означает, что всюду, куда проникнет алгоритм, умственный труд человека рано или поздно может быть

заменен машиной. Мозг человека будет освобожден от однообразного и утомительного повторения указаний «руководства к действию».

Поэтому тысячи ученых и инженеров упорно трудятся над изучением процессов мышления, чтобы построить для них алгоритмы и создать машины для автоматического выполнения руководства к действию.

Многое уже удалось сделать. Разработаны удобные для автоматизации алгоритмы решения большинства математических задач, создаются алгоритмы перевода текстов с одного языка на другой, алгоритмы решения ряда задач по управлению производством и даже алгоритмы различных игр.

В семидесятых годах прошлого столетия в Америке появилась игра в «Пятнадцать». Немецкий математик Арене, занимавшийся исследованием игр, рассказывает, что она распространилась с неслыханной быстротой по всей стране и превратилась в настоящее общественное бедствие. Игра очень быстро проникла и е Европу и завоевала множество усердных любителей. Даже в торжественных залах германского рейхстага игра нашла горячих поклонников. «Как сейчас вижу в рейхстаге седовласых людей, сосредоточенно рассматривающих в своих руках квадратную коробочку», — вспоминает известный географ и математик Гюнтер,

40