Юный техник 1958-05, страница 27

Юный техник 1958-05, страница 27

преподавателя Минных офицерских классов в Кронштадте — первый в мире радиоприемник А. С. Попова — многими, вероятно, и не был замечен.

Прошло чуть более полувеиа. Человечество вновь организует великий смотр своих достижений. Грандиозная эпоха таких свершений, о которых и не смели мечтать самые смелые фантазеры, легла между двумя отчетами человечества — 1900 и 1958 годами. Эпоха величайших преобразований не только в области науки, техники, культуры искусства, но и в области социальной. Для половины человечества, стряхнувшего с себя ярмо самодержцев и импс:-риалистов, началась новая жизнь. Новые силы пробудились у освобожденных людей, и грандиозность их свершений каждый видит на выставке в Брюсселе.

Великое соревнование социалистической и иапиталистиче-ской систем нашло на выставке яркое отражение. Поэтому понятно, что взгляды входящих в павильон СССР посетителей обращены к моделям первых искусственных спутников Зем

ли, к макетам новых крупных атомных электростанций, и замечательным станкам и машинам, производимым нашей промышленностью.

От показа конных экипажей и наборной упряжи для троек до демонстрации реактивных пассажирских самолетов и «думающих машин» — вот путь, пройденный нашей Родиной меньше чем за полстолетия. А впереди отнрываются перспективы, о которых и гадать трудно.

Внимание всего мира прино-вано к экспонатам Брюссельской выставки. Радио и электричество, атомная энергия и пластмассы, авиация, ракетная техника, новые синтетические вещества определили лицо нашей эпохи, эпохи науки и величайших успехов человека на пути покорения природы.

Истекшие пятьдесят лет в корне изменили лицо мира, и тому, кто это хочет почувствовать, я советую взглянуть на снромную запись: «А. С. Попов, грозоотметчик», — и вспомнить, как звучали во всем мире сигналы первых советских искусственных спутников Земли...

СЕКРЕТ ПУРПУРНОГО ЗОЛОТА

Эту тайну раскрыл известный американский физик Роберт Вуд. Среди найденных в гробнице Тутанхамона сокровищ были украшения, сделанные из золота различных оттенков пурпурного цвета. Такого золота никогда не обнаруживали при раскопках и не делают теперь. Как получилось это золото? Знали ли египтяне какой-то секрет или медленное окисление и время изменили привычный его цвет. С большими трудностями, прибегая ко всевозможным хитростям, Вуду удалось достать в Каирском музее восемь маленьких пурпурных золотых блесток. И Вуду удалось доказать, что не природа, а древние египетские мастера придали золоту такую окраску. Разгадывая тайну он, повторил то, что делали три тысячелетия назад ювелиры фараона. Сначала Вуд проверил, не виновата ли в столь необычной окраске египетского золота интерференция света.

Опыты дали отрицательный ответ. Все дело было в составе, открыть который помог спектральный анализ. Он обнаружил присутствие железа. И опять встал вопрос: как оно туда попало — намеренно или случайно? Вуд взял чистое золото, сплавил его с небольшим количеством железа и отковал из него маленькую пластинку. Затем он нагрел ее, и... поверхность приобрела точно такой же цвет, как у блесток из каирского музея! Однако на них окраска могла появиться с течением времени. Надо было доказать, что не время, а нагрев был ее причиной. Тогда Вуд исследовал оба образца — свой и древних египтян — под микроскопом, обработав предварительно поверхность золота кислотами. Структура оказалась в точности одинаковой. Значит, действительно украшения после ковки нагревались, отчего и покрывались разноцветной пленкой. Необыкновенное пурпурное золото дошло до нас из глубины веков.

с н О

£5