Юный техник 1959-03, страница 7

Юный техник 1959-03, страница 7

ГДЕ РОДИЛОСЬ РАДИО

СТАРИННАЯ крепость Кронштадт — морское предместье Ленинграда. От города до острова рукой подать. Но декабрьский день на Балтике был таким непогожим, а ледокольное суденышко тащилось по белой равнине Финского залива так медленно, что смутные очертания маяков казались недосягаемыми.

Когда погода дрянная, в голову лезут ненужные мысли. Был веселый канун Нового года, а две пожилые женщины на борту буксира с тревогой поглядывали на трещины в ледяных полях и опасливо прислушивались к храпу ледового крошева за кормой. «Беды бы не случилось!» — сказала одна, а другая стала гадать: можно ли в этакую непогоду заметить с берега тонущее судно, можно ли в случае чего послать световые сигналы сквозь такую туманную мглу?

Молоденький морячок, услышав эти гадания, рассмеялся:

— Вы вон куда поглядите, бабули! — беззаботно сказал он и закинул голову вверх.

Сверху доносился звенящий посвист ветра, очень похожий на пение телеграфных проводов. Все подняли глаза и увидели антенну нашего буксира. Морячок ничего не добавил, но, наверное, все подумали об одном и том же: это в старые времена люди в самом деле оказались бы беспомощными в ледовом море, случись непредвиденная беда, но сейчас... Сейчас минуты бы не прошло, как на берегах залива и на кронштадтских пристанях неведомые наши друзья были бы оповещены о происходящем, и они волосу не дали бы упасть с нашей головы.

И тут мне пришло на ум: пожалуй, не случайно радио было изобретено именно на острове моряков. Кому же, как не им, вечно жившим в единоборстве с неверными морями и океанами, нужен был такой надежный друг? Тысячи лет ждали они этого могучего помощника, которому нипочем ни ночная мгла, ни туманы, ни расстояния!

И ведь случилось же так, что первое крещение радио действительно произошло во время операции по спасению корабля, выброшенного на камни среди ледовых промоин. И не только этот корабль помогла спасти та первая в мире линия радиосвязи... Царские офицеры хотели, чтобы первой радиограммой, переданной по этой линии, было поздравление сестры императора с днем рождения. Но судьба решила иначе: стало известно, что в открытом море бедствуют рыбаки, унесенные на льдине. Помочь рыбакам было важнее, чем поздравить благополучную особу из царС1вующего дома. Радиограмма, вовремя посланная, позволила спасти гибнущих людей...

Все это случилось здесь, в Финском заливе, почти 60 лет назад — в самом начале 1900 года, в первые месяцы нового века. Снятый с камней броненосец «Апраксин» и безыменные рыбаки на льдине навсегда вошли в историю мировой науки.

Пока ледокольный буксир пробирался сквозь декабрьскую непогоду к легендарным берегам Кронштадта, а продолжалось это, по совести говоря, всего 40 минут, я думал о том, как хорошо, как правильно начинало свою историю одно из величайших человеческих изобретений. Это было доброе, бескорыстное, нужное людям начало.

б