Юный техник 1959-04, страница 10

Юный техник 1959-04, страница 10

ПРЕЖДЕ

А. ДОРОХОВ Рис. Г. КАЛИНОВСКОЙ

Как непостижимо быстро меняется все воируг в наш необыкновенный век!

Еще в начале нынешнего столетия, дожив до глубокой старости, люди видели мир примерно таким же, каким он был во времена их детства. Разве что на смену стеариновым свечам пришли керосиновые лампы, вместо извозчииов, дребезжа и громыхая, покатились по рельсам конки.

Правда, возвращаясь из столицы, соседи привозили порой любопытные рассказы о первых трамваях, телефонах, газовых и электрических уличных фонарях. Но даже до губернских городов эти новшества еще не докатывались.

В главном же все оставалось по-старому. На фабриках и заводах люди работали так же, как и шестьдесят-семьдесят лет назад, и, пожалуй, на тех же станках и машинах. Хлеб на полях по-прежнему жали серпом и молотили в овинах цепами. Дома в городах тоже строили по стариние.

Все в мире казалось незыблемым и неизменным.

И вот жизнь нашего поколения. Как разительны перемены! Насколько не похоже то, чему я был свидетелем в юности, на то, что я видел уже в зрелом возрасте, или на то, что развертывается вокруг сейчас.

...Шел 1914 год. Началась война с Германией, и под Псковом быстро прокладывали новое шоссе в сторону границы.

Одна за другой тянулись к месту работ крестьянские телеги, запряженные "худыми, низкорослыми, ободранными лошаденками. Телеги везли песок и камень и сгружали в большие кучи близ обочины будущего шоссе. Здесь уже ждали сотни парней со скрипучими тачками. Быстро набросав лопатами песок в тачки, они везли свой груз по скользким дощатым мосткам к тому месту, где землекопы кирками и лопатами разбивали затвердевшую глинистую почву и отбрасывали ее в сторону, готовя длинную широкую выемку для нового шоссе.

Возле больших куч булыжника сидели на земле каменщики. Зажав между обмотанных толстыми тряпками колен крупные булыжники, каменщики разбивали их тяжелыми молотками на куски, превращая в мелкую щебенку. Ее подхватывали на деревянные носилки девушки и бегом несли к выемке.

Там другие каменщики укладывали один к одному круглые булыжники, заполняя щебнем и песком оставшиеся щели. А затем без конца трамбовали новое шоссе тяжелыми деревянными бабами. подбитыми железом.

Весь участок напоминал разворошенный муравейник. Сотня людей сновали взад и вперед, кто подгоняя замученных лошаденок. кто с тачками» кто с носилками. Безостановочно сгибались и разгибались землекопы. В воздухе стояла густая пелена пыли. Слышался монотонный, неумолчный стук молотов, разбивающих камень. Пот стекал ручейками по лицам каменщиков, и они утирали его грязными тряпками, которыми были обмотаны их руки.

И вот недавно мне довелось наблюдать, как в Москве заканчивалась прокладка нового Комсомольского проспекта, соединившего центр города с молодым Юго-Западным районом столицы.

Здесь тоже трудились дорожники. Но хотя задача была посерьезнее, работало всего несколько десятков юношей и девушек.

Лопаты и кирки были лишь у немногих Да и к чему лопаты, когда, переводя рычаги мощного бульдозера, вихрастый паренек

8