Юный техник 1959-04, страница 82

Юный техник 1959-04, страница 82

и шахматы для них лишь побочная специальность.

Современные «думающие», или «логические», устройства проделывают астрономическое число операций, но лишь очень малый процент их действительно необходим в шахматной игре. Заставить машину отбирать нужное от ненужного — вот в чем заключается основная и вряд ли преодолимая трудность.

По классическому определению покойного гроссмейстера Рихарда Рети, «шахматная сила — это сила оценочной способности». Именно этой силы машины не имеют: они не умеют отбрасывать миллионы побочных, ненужных вариантов, которые оставляет без всякого внимания живой шахматист. Используя свою чудовищную продуктивность, машина рассматривает все варианты: то, что нужно, и то, что не нужно.

Машину можно «научить» хорошо разыгрывать простые окончания с минимальным материалом. Труднее, но возможно заставить ее вполне «научно» разыгрывать дебют. Но как быть с безбрежным морем позиционных нюансов, со сложными позициями типа «инициатива за пешку» или «пешка за атаку»?

Вот как играла шахматная машина с человеком:

Белые — машина.

Черные — человек.

I. с4 е5 2. КсЗ KF6 3 d4 СЬ4 4. Kf3? d6 5. Cd2 Кеб 6. d5 Kd4 7. h4? Cg4 8. a4? (последние два хода белых попросту вредны) 8. ... K:f3-f- 9. gf Ch5 10. СЬ5+ сб 11. dc 0-0 12. cb ЛЬ8 13 Саб Фа5 14. Фе2 Kd7 15. ng\ Kc5 16. Cg6 17. Cb5 K:b7 18.0— 0-0 Кс5 19. Ссб Я1 с8 20. Cd5:c3

21. С: сЗ Ф:а4 22. Kpd2 Кеб 23. Jlg4 Kd4 24. cpd3 Kb5 25. СЬЗ Фаб 26. Сс4 Ch5 27. Яё3 Фа4 28. С : Ь5 Ф : Ь5 29. Ф : d6?? Jld8.

В этой безнадежной для белых позиции игра была прервана. Человек в этой партии играл далеко не блестяще, но машина сделала несколько совершенно бессмысленных ходов, а в заключение «зевнула» ферзя.

Бесспорно, «зевков» такого рода более совершенная машина может избежать, да и вообще ее «силу» можно значительно повысить. Но как быть с тонкими оценочными функциями? Как научить машину отклонить жертву, влекущую за собой опасную атаку?

При отсутствии решающего «умения отбирать» машина неизбежно столкнется с непосильной нагрузкой. Если в некой позиции имеется 30 возможных продолжений (а это весьма скромная цифра), то расчет на два хода вперед создаст 304 вариантов, а расчет на пять ходов вперед — чудовищную цифру в 3010 вариантов.

Даже самой быстродействующей машине для полного расчета на пять ходов вперед потребуется около 150 рабочих часов. Цейтнот неизбежен!

В своей книге «Кибернетика и общество», недавно переведенной на русский язык, Н. Винер рассказывает о трудах Клода Шеннона, значительно увеличившего шахматную «силу» машины. Шеннон ввел в программы машины сложную систему «поправок» на взятие фигуры, на возникающую возможность шаха, на нарушение принципа взаимозащищенности фигур и пр. Все-

72